Вторым расцветом натюрморта стал рубеж XIX и XX вв. Европейские художники, как и двести лет назад, опять стали пристально вглядываться в мир предметов, постепенно постигая его богатство. В ту пору художники искали красоту в жизни, поэтому разве могли они не обратиться к прекрасным цветам, живописным экзотическим фруктам, красивой утвари? Также они видели в натюрморте идеальную натуру, удобную для экспериментов, безотказную и притом совершенно бесплатную.
«Я ошеломлю Париж своим яблоком!»— говорил Поль Сезанн. Художник создал около двухсот великолепных «фруктовых» натюрмортов, ставших образцом для последующих художников.
Действительно, яблоко стало эмблемой, подписью мастера, обязательной составляющей в его натюрмортах. Яблоко, а фактически всякий круглый плод, сделалось для художника носителем очень важного смысла, как философского, так и художественного. Немаловажным для Сезанна было и то, что яблоки прекрасно сохраняются долгое время, и поэтому они были удобны для медленного созерцательного метода, присущего мастеру. Круглые плоды задавали художнику сложные живописные задачи по моделированию объёма. Не последним аргументом стало и то, что яблоко традиционно считалось символом любви.
Натюрморты Сезанна внешне очень просты. Из картины в картину переходят одни и те же предметы: яблоки, апельсины, кувшины и бутылки, которые мастер пишет либо на фоне глухой стены, либо в пышных складках драпировок. Но главным для Сезанна является не сам предмет, а его образ, его конструкция и общая структура произведения.
Один из молодых художников вспоминал о том, с какой тщательностью раскладывал живописец отобранные для этой композиции предметы: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зелёного на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су и небольшие деревянные брусочки, чтобы придать им необходимый наклон. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение».