Клод Моне (1840-1926)

«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.»
Клод Моне

Как думаете, получится ли у вас изобразить вкус, например, звуком? Многие скажут, что это невозможно и бессмысленно. Но так говорили окружающие и основоположнику импрессионизма Клоду Моне. Однако он не дал убедить себя в невозможности и сумел передать форму — цветом.

Прогульщик и насмешник

Клод Моне
Клод Моне

По рождению Клод Моне был парижанином, он появился на свет в ноябре 1840 года в семье бакалейщика. Но когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр, и вырос Клод именно там. Отец хотел, чтобы сын занимался семейным делом, но мальчика вообще мало интересовали и торговля, и учеба. Без зазрения совести будущий художник прогуливал уроки, большую часть времени, проводя на пляже и в прибрежных скалах. Академические науки ему не давались, да он и не проявлял никакого прилежания.

Единственное, что интересовало юного Клода, это рисование. Поначалу он все осваивал сам, мгновенно зарисовывая карандашом не только природу, но и людей. Вскоре Клод увлекся карикатурой и уже в четырнадцать лет стал знаменитостью округи. Его шаржи были выставлены в витрине единственной местной лавки художественных принадлежностей, у Моне появилась своя «клиентура». Жители Гавра чуть ли не выстраивались в очередь, чтобы заполучить его рисунок. И тогда Клод стал продавать свои карикатуры по 10-20 франков за штуку. Его родители удивлялись: как можно брать деньги за такую ерунду?

Для него нашелся учитель: в колледже преподавал ученик Давида Жак Франсуа Ошар, и мальчик стал брать у него уроки.

В 1857 году умерла мать Клода. Юноше тогда было всего семнадцать лет, и его взяла под некоторое «покровительство» тетка, Жанна Лекард. Она сама любительски занималась живописью и помогала племяннику, поддерживая его морально и отчасти материально.

Конечно, выставляя свои рисунки в художественной лавке, Моне замечал и картины других художников, в том числе пейзажи своего тогда уже известного соотечественника Эжена Будена. Правда, его работы Моне откровенно не понравились: он не видел смысла рисовать природу, да еще не в мастерской, а с натуры. Но кто знает, стал бы основатель импрессионизма тем, кем он стал, если бы судьба не свела его с Эженом Буденом...

Буден обладал мягким характером и огромным терпением. Сразу разглядев задатки настоящего художника в карикатурах Клода,он сумел постепенно вызвать симпатию в сердце строптивого подростка, а потом уговорил Моне выехать с ним на пленэр. И тут в жизни Клода произошел переворот. «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись... я понял свое предназначение», — вспоминал художник уже в старости. Отныне и навсегда его пленила живая природа.

Эжен Буден учил Клода тому, что для картины мало только каких-то выразительных деталей — все должно восприниматься единым целым, только тогда впечатление будет правильным. Еще один урок, который навсегда запомнился Моне: писать вживую и по памяти — это совсем разные вещи. По мнению Будена, ни одно воспоминание не могло удержать всю полноту увиденного, и Моне это хорошо усвоил.

Эжен Буден отнюдь не стремился стать единственным наставником юного дарования. Наоборот, он часто говорил о необходимости ехать в Париж и полноценно обучаться у тамошних мастеров. Отец Моне пытался получить для сына стипендию, которую когда-то муниципалитет выделил самому Будену. Но ему было отказано. Тем не менее, в 1859 году отец и тетка смогли собрать для Клода некоторую сумму, а Буден и еще несколько коллекционеров и любителей живописи снабдили его рекомендательными письмами. Моне добавил к этому собственные сбережения от продажи карикатур и отправился в столицу.

«Моне — это всего лишь глаз, но, Бог мой, зато какой!» (П. Сезанн)

Вода, природа и восток

Весной 1859 года в Париже Клод Моне поступил на обучение в Академию Сюиса. Он общался с Делакруа, Готье и Тройоном, постоянно писал о своих впечатлениях Будену. Подружившись с Камилем Писсарро, посещал собрания реалистов во главе с Курбе. Моне впитывал в себя искусство пейзажа, восхищался барбизонцами Коро, Руссо, а особенно Добиньи.

В 1860 году Моне призвали в армию. Его часть была расположена в Алжире, где Клоду предстояло провести два года, что сильно повлияло на его художественное восприятие мира. В 1862 году из-за болезни его отправили обратно во Францию.

Друзья посоветовали ему поступить в мастерскую Глейра, чтобы освоить рисунок. Моне категорически не хотел у него учиться, но студию посещал и знакомился там с теми, кто впоследствии составит костяк группы импрессионистов, — Сислеем, Базилем и Ренуаром, дружба с которыми продлится долгие годы.

Конечно, как и на остальных импрессионистов, огромное влияние на Клода Моне оказала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», да и весь Салон отверженных 1863 года. Вскоре мастерская Глейра закрылась, и молодые художники стали ездить в Онфлёр на пленэр.

В 1865 году Моне впервые представил свои картины для выставки в Салоне, и два его морских пейзажа удостоились скромной похвалы: критики отметили чувство гармонии и цвета, присущее живописцу. Хотя Моне работал в манере, близкой к реализму Курбе, его не оставляла мысль о пленэре. Вдохновленный полотном Мане, в Онфлёре он написал множество этюдов для картины, которой он позже дал то же название — «Завтрак на траве», но по размаху постарался превзойти учителя. Это полотно вместило двенадцать фигур в полный рост.

Моне и Ренуар всерьез взялись за исследование световых и цветовых принципов и нюансов работы на пленэре. На берегу одного из притоков Сены они нашли очень живописное место, куда постоянно приезжали отдыхать богатые столичные жители. Там были купальни, кафе на воде, а изменчивость природы особенно ярко видна в постоянном переливе отражений на воде. Многочисленные зарисовки, этюды, а особенно серии картин обоих художников сделали знаменитым это кафе под названием «Лягушатник».

Женщины в саду
В 1867 г. Клод Моне писал картину «Женщины в саду». Художник неподвижно сидел перед полотном, и его спросили, почему он не пишет. Моне только покачал головой: «Не могу. Нет солнца». И действительно продолжил работу только после того, как облако перестало заслонять светило

По полотнам Моне тех лет нетрудно заметить, что он, как и все импрессионисты, одно время всерьез увлекался восточным искусством, а именно японской графикой. Но Клод, в отличие от товарищей, сохранил интерес к ней до конца жизни. Благодаря этому глубокому увлечению Моне сумел открыть и воплотить в импрессионизме необычные композиционные эффекты, совершенно не свойственные прежнему западному искусству. Художник много раз отмечал, что японская ксилография отличается острым ракурсом и драматической обрезкой композиции. Вот откуда взялись на картинах «впечатлистов» такие странные для их современников углы зрения на изображаемый объект и неожиданные границы полотен. Где это видано, чтобы фигуры выходили за размер холста, а значит, были написаны наполовину!

Клод Моне «Камилла в японском кимоно»
Клод Моне «Камилла в японском кимоно» (1867)

Влияние японского искусства можно проследить на всех последующих картинах Моне, хотя со временем он преобразовывал и все больше перерабатывал его в собственном стиле.

«Цвета преследуют меня. Они даже беспокоят меня во сне» (К. Моне)

Светозарный рассвет

В 1870 году Клод женился на Камилле Донсье, с которой познакомился за пять лет до этого. Камилла станет художнику верной подругой, будет служить ему моделью и родит двух сыновей.

В том же, 1870 году молодая пара уехала в Англию, Моне не желал участвовать во франко-прусской войне по личным убеждениям. С ними уехал и Писсарро.

Клод Моне «Сорока»
Клод Моне «Сорока» (1868—1869)

В Лондоне, поразившем воображение Моне, он провел всего два года. Писал друзьям, что часами может наблюдать, как массивные тяжеловесные кварталы, словно по волшебству, меняются в волнах тумана, становясь грандиозными и прекрасными. Это откровенное любование, это восхищение знаменитым туманом особенно заметно в серии лондонских пейзажей, написанных Клодом Моне в разные годы, — видах на Парламент, Гайд-парк и Лондонский Пул.

Вернувшись во Францию, супруги Моне поселились в пригороде Парижа Аржантее, там и начался расцвет его творчества. Никогда в его картинах больше не будет такого количества света, никогда палитра не будет столь богатой. Здесь Моне напишет свои знаменитые катания на лодках и сценки из деревенской жизни, здесь создаст известнейшую картину «Прогулка. Дама под зонтиком» (1875). На манер своего первого учителя Добиньи Моне построит лодку-мастерскую, чтобы иметь возможность находить и писать натуру прямо на реке. Любую его картину того периода можно назвать шедевром.

Клод Моне «Гавань» (1874)
Клод Моне «Гавань» (1874)

Это были счастливые десять лет его жизни, полные любви и творческих удач. Но в 1879 году Моне настиг жестокий удар: осенью умерла его любимая Камилла, оставив Клода с двумя детьми. Художник тяжело переживал смерть жены, это видно по его работам той поры. Прекрасную природу, виды рек и лугов сменили натюрморты с дичью, написанные в мастерской, а тона картин, написанных на пленэре, резко потемнели. Покинув Аржантей, Моне переезжал с места на место, пока не осел наконец в Живерни, где и остался до конца жизни.

«Мой сад — мой самый красивый шедевр» (К. Моне)

Признанный гений

Потерявшему любимую жену Клоду Моне казалось, что все кончено. Но у него впереди было еще сорок три года жизни.

В 1878 году, при жизни Камиллы, супруги Моне приютили у себя семью Эрнеста Ошеде, разорившегося французского финансиста, который в свое время поддерживал художника, заказывая ему картины. Семейство Ошеде сопровождало художника с сыновьями и после смерти мадам Моне. Спустя семь лет после переезда в Живерни Клод Моне выкупил дом и землю, чтобы разбить сад. Там он обрел пристанище. Получив специальное разрешение, художник отвел к своему имению воды реки Эпт и устроил пруды. По желанию хозяина в саду росли только голубые и розовые цветы, а пруды были полны кувшинок. После кончины Эрнеста Ошеде Моне женился на его вдове Алисе, приняв как родных и ее детей. В дом мастера вернулось счастье.

Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877)
Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877)

Творческая манера художника изменилась. Сначала он написал серию картин на вокзале Сен-Лазар: объединенные местом написания, все полотна имеют разную композицию. Увидев их, Эмиль Золя объявил, что отныне художниками найдена еще одна тема для раскрытия — вокзалы, ничуть не уступающая теме лесов и рек, которую раскрывали отцы и деды современных мастеров.

В 1886 году Моне на время поселился в рыбацкой хижине на небольшом острове Бель-Иль, где написал серию картин с изображением прибрежных скал. Именно так живописец открыл свой метод письма, который принес ему мировую славу и признание. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой картиной в одно и то же время суток. Так, час за часом меняя на мольберте картины, Моне методично, день за днем создавал всю серию.

Первыми в такой технике были написаны «Стога», выставленные в галерее Дюран-Рюэля и проданные за три дня. За «Стогами» последовали «Тополя», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо», «Здание Парламента», «Японский мостик», «Водяные лилии» и «Нимфеи».

Скалы в Бель-Иль
Первой работой Моне, оказавшейся в России, стало полотно «Скалы в Бель-Иль», которую в 1898 г. привез из Европы коллекционер Сергей Щукин
Клод Моне «Водяные лилии»
Клод Моне «Водяные лилии» (ок 1915). Любимым цветком Моне была лилия. За свою жизнь он написал больше 300 картин с изображениями лилий

В последние годы Моне страдал от болезни глаз, перенес операцию и сетовал, что обречен, воевать с природой, противником вечно юным, а сам стареет и теряет силы.

Клод Моне умер в 1926 году в Живерни, пережив всех своих друзей и соратников, не только первую, но и вторую жену и старшего сына Жана. Он оставил человечеству в наследство свое творчество — целую эпоху, давшую жизнь, по сути, всему современному искусству.

Одна из подделок полотна Моне была «легализована» весьма занятным способом. Художник-мошенник поставил подпись Клода Моне на готовой картине, а потом поверх нее написал вторую картину и отнес реставратору. Так был «открыт неизвестный Моне», чья подлинность не вызывала сомнений несколько лет



Поделиться ссылкой