«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.»
Клод Моне
Как думаете, получится ли у вас изобразить вкус, например, звуком? Многие скажут, что это невозможно и бессмысленно. Но так говорили окружающие и основоположнику импрессионизма Клоду Моне. Однако он не дал убедить себя в невозможности и сумел передать форму — цветом.
По рождению Клод Моне был парижанином, он появился на свет в ноябре 1840 года в семье бакалейщика. Но когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр, и вырос Клод именно там. Отец хотел, чтобы сын занимался семейным делом, но мальчика вообще мало интересовали и торговля, и учеба. Без зазрения совести будущий художник прогуливал уроки, большую часть времени, проводя на пляже и в прибрежных скалах. Академические науки ему не давались, да он и не проявлял никакого прилежания.
Единственное, что интересовало юного Клода, это рисование. Поначалу он все осваивал сам, мгновенно зарисовывая карандашом не только природу, но и людей. Вскоре Клод увлекся карикатурой и уже в четырнадцать лет стал знаменитостью округи. Его шаржи были выставлены в витрине единственной местной лавки художественных принадлежностей, у Моне появилась своя «клиентура». Жители Гавра чуть ли не выстраивались в очередь, чтобы заполучить его рисунок. И тогда Клод стал продавать свои карикатуры по 10-20 франков за штуку. Его родители удивлялись: как можно брать деньги за такую ерунду?
Для него нашелся учитель: в колледже преподавал ученик Давида Жак Франсуа Ошар, и мальчик стал брать у него уроки.
В 1857 году умерла мать Клода. Юноше тогда было всего семнадцать лет, и его взяла под некоторое «покровительство» тетка, Жанна Лекард. Она сама любительски занималась живописью и помогала племяннику, поддерживая его морально и отчасти материально.
Конечно, выставляя свои рисунки в художественной лавке, Моне замечал и картины других художников, в том числе пейзажи своего тогда уже известного соотечественника Эжена Будена. Правда, его работы Моне откровенно не понравились: он не видел смысла рисовать природу, да еще не в мастерской, а с натуры. Но кто знает, стал бы основатель импрессионизма тем, кем он стал, если бы судьба не свела его с Эженом Буденом...
Буден обладал мягким характером и огромным терпением. Сразу разглядев задатки настоящего художника в карикатурах Клода,он сумел постепенно вызвать симпатию в сердце строптивого подростка, а потом уговорил Моне выехать с ним на пленэр. И тут в жизни Клода произошел переворот. «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись... я понял свое предназначение», — вспоминал художник уже в старости. Отныне и навсегда его пленила живая природа.
Эжен Буден учил Клода тому, что для картины мало только каких-то выразительных деталей — все должно восприниматься единым целым, только тогда впечатление будет правильным. Еще один урок, который навсегда запомнился Моне: писать вживую и по памяти — это совсем разные вещи. По мнению Будена, ни одно воспоминание не могло удержать всю полноту увиденного, и Моне это хорошо усвоил.
Эжен Буден отнюдь не стремился стать единственным наставником юного дарования. Наоборот, он часто говорил о необходимости ехать в Париж и полноценно обучаться у тамошних мастеров. Отец Моне пытался получить для сына стипендию, которую когда-то муниципалитет выделил самому Будену. Но ему было отказано. Тем не менее, в 1859 году отец и тетка смогли собрать для Клода некоторую сумму, а Буден и еще несколько коллекционеров и любителей живописи снабдили его рекомендательными письмами. Моне добавил к этому собственные сбережения от продажи карикатур и отправился в столицу.
«Моне — это всего лишь глаз, но, Бог мой, зато какой!» (П. Сезанн)
Весной 1859 года в Париже Клод Моне поступил на обучение в Академию Сюиса. Он общался с Делакруа, Готье и Тройоном, постоянно писал о своих впечатлениях Будену. Подружившись с Камилем Писсарро, посещал собрания реалистов во главе с Курбе. Моне впитывал в себя искусство пейзажа, восхищался барбизонцами Коро, Руссо, а особенно Добиньи.
В 1860 году Моне призвали в армию. Его часть была расположена в Алжире, где Клоду предстояло провести два года, что сильно повлияло на его художественное восприятие мира. В 1862 году из-за болезни его отправили обратно во Францию.
Друзья посоветовали ему поступить в мастерскую Глейра, чтобы освоить рисунок. Моне категорически не хотел у него учиться, но студию посещал и знакомился там с теми, кто впоследствии составит костяк группы импрессионистов, — Сислеем, Базилем и Ренуаром, дружба с которыми продлится долгие годы.
Конечно, как и на остальных импрессионистов, огромное влияние на Клода Моне оказала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», да и весь Салон отверженных 1863 года. Вскоре мастерская Глейра закрылась, и молодые художники стали ездить в Онфлёр на пленэр.
В 1865 году Моне впервые представил свои картины для выставки в Салоне, и два его морских пейзажа удостоились скромной похвалы: критики отметили чувство гармонии и цвета, присущее живописцу. Хотя Моне работал в манере, близкой к реализму Курбе, его не оставляла мысль о пленэре. Вдохновленный полотном Мане, в Онфлёре он написал множество этюдов для картины, которой он позже дал то же название — «Завтрак на траве», но по размаху постарался превзойти учителя. Это полотно вместило двенадцать фигур в полный рост.
Моне и Ренуар всерьез взялись за исследование световых и цветовых принципов и нюансов работы на пленэре. На берегу одного из притоков Сены они нашли очень живописное место, куда постоянно приезжали отдыхать богатые столичные жители. Там были купальни, кафе на воде, а изменчивость природы особенно ярко видна в постоянном переливе отражений на воде. Многочисленные зарисовки, этюды, а особенно серии картин обоих художников сделали знаменитым это кафе под названием «Лягушатник».
По полотнам Моне тех лет нетрудно заметить, что он, как и все импрессионисты, одно время всерьез увлекался восточным искусством, а именно японской графикой. Но Клод, в отличие от товарищей, сохранил интерес к ней до конца жизни. Благодаря этому глубокому увлечению Моне сумел открыть и воплотить в импрессионизме необычные композиционные эффекты, совершенно не свойственные прежнему западному искусству. Художник много раз отмечал, что японская ксилография отличается острым ракурсом и драматической обрезкой композиции. Вот откуда взялись на картинах «впечатлистов» такие странные для их современников углы зрения на изображаемый объект и неожиданные границы полотен. Где это видано, чтобы фигуры выходили за размер холста, а значит, были написаны наполовину!
Влияние японского искусства можно проследить на всех последующих картинах Моне, хотя со временем он преобразовывал и все больше перерабатывал его в собственном стиле.
«Цвета преследуют меня. Они даже беспокоят меня во сне» (К. Моне)
В 1870 году Клод женился на Камилле Донсье, с которой познакомился за пять лет до этого. Камилла станет художнику верной подругой, будет служить ему моделью и родит двух сыновей.
В том же, 1870 году молодая пара уехала в Англию, Моне не желал участвовать во франко-прусской войне по личным убеждениям. С ними уехал и Писсарро.
В Лондоне, поразившем воображение Моне, он провел всего два года. Писал друзьям, что часами может наблюдать, как массивные тяжеловесные кварталы, словно по волшебству, меняются в волнах тумана, становясь грандиозными и прекрасными. Это откровенное любование, это восхищение знаменитым туманом особенно заметно в серии лондонских пейзажей, написанных Клодом Моне в разные годы, — видах на Парламент, Гайд-парк и Лондонский Пул.
Вернувшись во Францию, супруги Моне поселились в пригороде Парижа Аржантее, там и начался расцвет его творчества. Никогда в его картинах больше не будет такого количества света, никогда палитра не будет столь богатой. Здесь Моне напишет свои знаменитые катания на лодках и сценки из деревенской жизни, здесь создаст известнейшую картину «Прогулка. Дама под зонтиком» (1875). На манер своего первого учителя Добиньи Моне построит лодку-мастерскую, чтобы иметь возможность находить и писать натуру прямо на реке. Любую его картину того периода можно назвать шедевром.
Это были счастливые десять лет его жизни, полные любви и творческих удач. Но в 1879 году Моне настиг жестокий удар: осенью умерла его любимая Камилла, оставив Клода с двумя детьми. Художник тяжело переживал смерть жены, это видно по его работам той поры. Прекрасную природу, виды рек и лугов сменили натюрморты с дичью, написанные в мастерской, а тона картин, написанных на пленэре, резко потемнели. Покинув Аржантей, Моне переезжал с места на место, пока не осел наконец в Живерни, где и остался до конца жизни.
«Мой сад — мой самый красивый шедевр» (К. Моне)
Потерявшему любимую жену Клоду Моне казалось, что все кончено. Но у него впереди было еще сорок три года жизни.
В 1878 году, при жизни Камиллы, супруги Моне приютили у себя семью Эрнеста Ошеде, разорившегося французского финансиста, который в свое время поддерживал художника, заказывая ему картины. Семейство Ошеде сопровождало художника с сыновьями и после смерти мадам Моне. Спустя семь лет после переезда в Живерни Клод Моне выкупил дом и землю, чтобы разбить сад. Там он обрел пристанище. Получив специальное разрешение, художник отвел к своему имению воды реки Эпт и устроил пруды. По желанию хозяина в саду росли только голубые и розовые цветы, а пруды были полны кувшинок. После кончины Эрнеста Ошеде Моне женился на его вдове Алисе, приняв как родных и ее детей. В дом мастера вернулось счастье.
Творческая манера художника изменилась. Сначала он написал серию картин на вокзале Сен-Лазар: объединенные местом написания, все полотна имеют разную композицию. Увидев их, Эмиль Золя объявил, что отныне художниками найдена еще одна тема для раскрытия — вокзалы, ничуть не уступающая теме лесов и рек, которую раскрывали отцы и деды современных мастеров.
В 1886 году Моне на время поселился в рыбацкой хижине на небольшом острове Бель-Иль, где написал серию картин с изображением прибрежных скал. Именно так живописец открыл свой метод письма, который принес ему мировую славу и признание. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой картиной в одно и то же время суток. Так, час за часом меняя на мольберте картины, Моне методично, день за днем создавал всю серию.
Первыми в такой технике были написаны «Стога», выставленные в галерее Дюран-Рюэля и проданные за три дня. За «Стогами» последовали «Тополя», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо», «Здание Парламента», «Японский мостик», «Водяные лилии» и «Нимфеи».
В последние годы Моне страдал от болезни глаз, перенес операцию и сетовал, что обречен, воевать с природой, противником вечно юным, а сам стареет и теряет силы.
Клод Моне умер в 1926 году в Живерни, пережив всех своих друзей и соратников, не только первую, но и вторую жену и старшего сына Жана. Он оставил человечеству в наследство свое творчество — целую эпоху, давшую жизнь, по сути, всему современному искусству.
Одна из подделок полотна Моне была «легализована» весьма занятным способом. Художник-мошенник поставил подпись Клода Моне на готовой картине, а потом поверх нее написал вторую картину и отнес реставратору. Так был «открыт неизвестный Моне», чья подлинность не вызывала сомнений несколько лет