Клод Моне: Творец впечатлений

Клод Моне провел детство на берегу моря в Гавре, возможно, поэтому ему так нравилось изображать различные водные поверхности, всю жизнь его тянуло к океану, рекам, озерам и прудам. Водная стихия тоже любила Моне, она легко открывала ему свои тайны, и он с блеском переносил их на холст. С другой стороны, постоянное наблюдение за непредсказуемостью и изменчивостью морского прибоя, необозримых прибрежных пейзажей, огромного ветреного неба заронила в молодом человеке мысль об исчезающих основах материальности окружающего мира, о его призрачности. Потом эта мысль станет главной идеей всего творчества импрессиониста Клода Моне, который в своих поздних вещах придет к тому, что предмет изображения полностью растворится в тумане воздуха и света.

Э. Буден. Пляж в Трувиле. 1893
Э. Буден. Пляж в Трувиле. 1893. Небо и море получались у Будена наиболее выразительно, его манера отличалась экспрессией и живописной смелостью. «Меня привлекала живопись Будена, эти светлые, чистые тона», — писал позже Моне
Я. Йонгкинд. Вход в порт Онфлер. 1864
Я. Йонгкинд. Вход в порт Онфлер. 1864. Моне вспоминал, что Йонгкинд «хотел взглянуть на мои этюды, приглашая работать вместе с ним. Объяснял мне всевозможные «отчего и почему», касающиеся его манеры, и таким образом завершил мое образование, которое я получил у Будена. С этого времени он стал моим настоящим учителем, ему я обязан окончательным формированием моего глаза»
К. Моне. Автопортрет. 1886
К. Моне. Автопортрет. 1886. Клод Моне стал единственным из всей группы своих единомышленников, кто прошел путь импрессионизма от начала до логического конца — от первых попыток поймать свет, обволакивающий объекты, до картин, которые все состояли из светового облака, а материальные предметы стали не важны и даже не нужны
К. Моне. Лес Фонтенбло. 1865
К. Моне. Лес Фонтенбло. 1865. Вместе Ренуаром, Сислеем и Базилем Моне выезжал на пленэры в Фонтенбло в поисках новых живописных решений
К. Моне. Устье Сены в Онфлёре. 1865
К. Моне. Устье Сены в Онфлёре. 1865. В ранних пейзажах Моне еще ощущается почерк Будена — широкий простор, даль моря, необъятное небо — на их фоне небольшие лодки, домики, деревья; потом этот эпический размах уйдет, художник начнет более пристально всматриваться в подробности бытия морской стихии

Забавно, но начинал свою профессиональную деятельность юный Клод Оскар в различных печатных изданиях Гавра в качестве автора карикатур и юмористических иллюстраций, выступая уже тогда хорошим рисовальщиком с легким пером и точным глазом. Биография многих художников часто зависит от важной встречи, которая окажется в итоге судьбоносной. Для 17-летнего художника такой стала встреча с талантливым живописцем Эженом Буденом, который жил и работал в Гавре, писал нормандское побережье в совсем новой манере. Именно Буден первым пристрастил Моне к пленэрной живописи, именно он вселил в него уверенность в том, что он сможет стать художником и добиться на этом пути успеха. А честолюбия, энергии, характера и трудолюбия Клоду Моне было не занимать. Буден познакомил своего подопечного с приехавшим в Гавр голландским пейзажистом Яном Йонгкиндом, который также много работал на натуре, но его живопись была более детальной и прорисованной. Эти два художника стали главными его учителями в период становления, благодаря их влиянию он встал на путь новаторской натурной пейзажной живописи. Затем в его жизни будут парижские студии и мастерские, но главным событием первых столичных лет станет знакомство и крепкая дружба с Ренуаром, Сислеем и особенно с Базилем. В них он обретет опору и поддержку в минуты отчаянных творческих мук, с ними он будет делить не только последние су, но и радость новых открытий и свершений на нелегком пути обретения собственного художественного видения.

«Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Клод Моне

Вместе они решатся на дерзкие перемены в своей жизни — уйдут из студии Ш. Глейра в свободную, но шаткую неизведанность, вместе будут переживать отказы салонного Жюри, глумление прессы и публики. Возможно, поодиночке они не смогли бы пройти этот путь до конца и отказались бы от своей живописи, стали бы как большинство их коллег, но их дружеская сплоченность, а также юношеское упрямство помогли им все преодолеть. С самого начала их дружбы было понятно, что Клод Моне лидер, он был самым решительным и последовательным, в силу своего волевого характера и в силу того, что имел уже довольно полное представление о том, что он хочет сказать миру.

К. Моне. Домик в Варанжвиле. 1882
К. Моне. Домик в Варанжвиле. 1882. Моне меняет взгляд на море, теперь он смотрит на него с высоких скалистых обрывов, сталкивая нависающие брутальные скалы и далекий водный простор
К. Моне. Терраса в Сент-Адресс. 1867
К. Моне. Терраса в Сент-Адресс. 1867. Автор наслаждается атмосферой семейного счастья, в картине изображены родные Моне, но портретные черты не интересуют художника, ему важен общий мотив, где фигуры, цветущий сад и любимое море создают единый образ радости жизни. Море, небо, сад, терраса, персонажи — все показаны с высокой точки, для автора это пейзаж нового типа. В картине царит приподнятое настроение, оно подчеркнуто несколькими акцентами: ярким солнцем, развивающимися флагами, светлыми силуэтами платьев, зонтиков, шляп, и щедро расплесканными интенсивно красными пятнами цветущих гладиолусов
К. Моне. Прогулка в Пурвиле. 1882
К. Моне. Прогулка в Пурвиле. 1882. Щемящую ноту неприкаянного одиночества добавляют сиротливые таможенные домики, неожиданно возникающие среди тревожных складок скальных берегов, или маленькие фигурки людей, противостоящие ветрам на вершине утесов
К. Моне. Бель-Иль, скалы в Порт-Гульфар. 1886
К. Моне. Бель-Иль, скалы в Порт-Гульфар. 1886. Морская стихия вокруг этого острова в бискайском заливе поразила мастера, она существенно отличалась от почти домашнего моря нормандских курортов. «Я очутился в краю величественной дикости, где громоздятся вселяющие ужас скалы и где море переливается невероятными красками», — писал он в письме Кайботту
К.Моне. Пирамиды в Порт-Котон, Бель-Иль-ан-Мер. 1886
К.Моне. Пирамиды в Порт-Котон, Бель-Иль-ан-Мер. 1886. Море Бель-Иля заполняет весь пейзаж, оно поглощает небо, растворяет фантастического вида скальные столбы, первозданная энергия моря поражает наше воображение

В отличие от своего старшего «почти однофамильца» Мане Клод был цельной натурой, всю жизнь поступательно идущий к своей цели. Уже в молодости Моне определился с тем, что самым привлекательным объектом для изображения для него является природа. Сначала под влиянием Эдуара Мане ему еще было интересно вписывать в пейзаж фигуры людей, но потом его картины становились все более безлюдными. Через всю долгую плодотворную творческую Моне проходят одни и те же близкие мотивы, которые он развивает и даже исследует в течение всей жизни, это море и скалы, это сады и парки, это река, мосты и лодки, а также окрестности Парижа в разные состояния природы и времена года. Удивительно, как личность Моне объединяла в себе эмоционально-поэтическое начало, способное так тонко чувствовать цветовые нюансы и флюиды, и рационализм исследователя, который много лет наблюдал и анализировал природу света и цвета и их влияние на предметы. Видимо, в этом кроется секрет всемирной славы Моне, он близок и интересен очень разным зрителям, которые находят в его работах отклик своим чувствам или мыслям.

Первые морские пейзажи Моне создал еще в своей нормандской юности, он писал обжитой берег моря, прибрежные деревни, рыбаков и лодки, это работы пытливого наблюдателя, который тщательно изучал предмет своего интереса, замечая все его черты и отличия. Особенно интенсивно он писал марины в Онфлере, неподалеку от Гавра, где в эти годы жил его учитель Эжен Буден. Но интерес к сложностям освещения и к изменчивой динамике волн уже чувствуется в онфлерских вещах Моне. Прибрежные городки Нормандии манили Клода Моне, через два года он пишет светлый праздничный пейзаж «Терраса в Сент-Адресс», который он выстраивает как декорацию, где море выступает в качестве фона.

К. Моне. Шторм на побережье в Бель-Иль. 1886
К. Моне. Шторм на побережье в Бель-Иль. 1886. Написаны скалы Бель-Иля блистательно, все пронизано оттенками синего, который переливается вспышками зеленого, глубокого лилового, рыжего и белого. Тени, рефлексы, вибрация волн, брызги пены — мы не только все это видим, мы начинаем слышать шум прибоя и чувствовать соленый вкус волны
К. Моне. На лугу. 1876
К. Моне. На лугу. 1876. Особое ощущение домашнего тепла и семейного уюта исходит от картин, где Камилла изображена со старшим сыном Жаном. Для Моне это были сцены воплощенного счастья, в них он вкладывал столько любви и душевной теплоты, что эта энергетика до сих пор заряжает зрителей
К. Моне. Женщина читает, или Весна. 1872
К. Моне. Женщина читает, или Весна. 1872. Камилла, читающая и погруженная в изобилие зелени является воплощением лирического образа, а вся картина — это воплощение элегического лета в деревне с его тишиной и умиротворением
К. Моне. Мадам Моне с ребенком в саду в Аржантёе. 1875
К. Моне. Мадам Моне с ребенком в саду в Аржантёе. 1875. В 1875 г. он пишет работу «Мадам Моне с сыном в саду», где перед нами предстает идеальная для автора картинка — Камилла погружена в шитье, рядом сидит маленький Жан, увлеченный книжкой с картинками, и оба они окружены столь любимым Моне цветущим садом

Совсем иначе было увидено море в знаменитой работе «Впечатление. Восход солнца»: предрассветный туман скрадывает подробности и превращает все предметы в плоские силуэты, но уже сейчас на наших глазах все начинает преображаться, зажигается оранжево-красный шар восходящего солнца, расцвечивает небо фантастическими всполохами и дает зыбкую ребристую дрожащую дорожку на воде.

Точно перед выставкой поменял название картины, ставшее, как известно, судьбоносным для импрессионистов. Назвав картину сначала просто «Восход солнца в Гавре», потом все же уточнил — «Впечатление. Восход солнца», еще раз доказав, что — Бог в деталях. В следующий раз на нормандское побережье Моне возвращается уже зрелым мастером, позади у него тяжелые испытания и потери. Пейзажи, написанные в окрестностях Дьеппа — в Пурвиле и Варанжевиле в начале 1880-х гг., полны скрытого драматизма и беспокойства. Манера письма становится более раздробленной, быстрой, автор пишет мелкими яркими пестрыми рельефными мазками.

К. Моне. Прогулка. Базиль и Камилла. Завтрак на траве (этюд). 1865
К. Моне. Прогулка. Базиль и Камилла. Завтрак на траве (этюд). 1865. На одном из натурных этюдов к «Завтраку на траве» Моне изображает гуляющую пару, мужчину он по традиции пишет с Фредерика Базиля, а женщину с 18-летней Камиллы. Здесь фигура девушки изображена со спины, художник больше уделяет внимание ее наряду, вернее, тому, как падает свет на ткань
К. Моне. Камилла, или Дама в зеленом платье. 1866
К. Моне. Камилла, или Дама в зеленом платье. 1866. Моне не спешит приближать к нам свою модель, он оставляет место тайне, сосредоточив все мастерство на передаче фактуры зеленого шелка. Написанная в студии с темным фоном и боковым локальным светом, созданная всего за 4 дня большая картина вызвала в Салоне положительные отклики. Но это был компромисс для пленэриста Моне, больше он таких громоздких студийных вещей не создавал. Его стезя — это воздух и свет, а также фигура любимой Камиллы, окутанная воздухом и светом
К. Моне. Прогулка, женщина с зонтиком. 1875
К. Моне. Прогулка, женщина с зонтиком. 1875. Чуть более волнующе выглядит одно из лучших изображений Камиллы и Жана — «Прогулка», в котором автор избирает необычную композицию — мы смотрим на персонажей с очень низкой точки. Фигура Камиллы вырисовывается на фоне неба в стремительном развороте, порыв ветра подхватывает вуаль, которая скрывает лицо героини
К. Моне. Дама с зонтиком. Этюд фигуры, смотрящей направо. 1886
К. Моне. Дама с зонтиком. Этюд фигуры, смотрящей направо. 1886. Эти более поздние работы отличаются большей живописной свободой, в них больше сиюминутной динамики, контрастного света, подвижного неба, но нет былой трепетности и личностного начала. Не зря сначала он назвал их «Фигура на открытом воздухе» и лишил индивидуальности модель, мы почти не различаем черт ее лица, тогда как изображения Камиллы всегда были узнаваемыми, даже если она была изображена на дальнем плане. «Дамы с зонтиком» — прекрасный пример эволюции живописи Моне и перемен в его мировоззрении
К. Моне. Дама с зонтиком. Этюд фигуры, смотрящей налево. 1886
К. Моне. Дама с зонтиком. Этюд фигуры, смотрящей налево. 1886. Этот выразительный ракурс и силуэт станет для Моне знаковым, через десять лет, когда уже не будет в живых его первой жены, когда в его жизни уже появится другая семья, он неожиданно вернется к этой композиции и напишет две картины «Дамы с зонтиком». В качестве модели ему будет позировать его падчерица Сюзанна Ошеде, сначала он напишет девушку с разворотом влево, как и в более ранней композиции, затем развернет фигуру вправо

Пожалуй, самыми выразительными и эмоциональными являются необыкновенные марины острова Бель-Иль, созданные Клодом Моне в 1886 г. В них он поднимается до поистине поэтических высот, создав суровый, но при этом притягательный образ моря, как образ мира. Почти все пейзажи этого цикла Моне писал в шторм, привязав себя и мольберт к скале, только так он смог проникнуть в таинственные глубины океанских просторов. Тяга к почти экзальтированным природным видам выдавала внутреннее тревожное состояние духа у Моне в эти непростые годы для него и для всего явления импрессионизма. Но как часто это бывало, в переломные моменты своей жизни художник обращался к морю, где он неизменно мог найти созвучное себе настроение.

Камилла Донсье была, видимо, главным человеком в жизни Клода, во всяком случае, в его картинах ее образ встречается наиболее часто, она была не только любимой женщиной художника, но и его любимой моделью, или даже музой. Их знакомство произошло еще в 1865 г., по одной из версий, в кафе «Гербуа», где часто бывал начинающий художник. Вскоре изящная юная брюнетка с печальными глазами станет частым гостем на картинах Моне, в портретах, жанровых сценах и даже в пейзажах художник изображает свою возлюбленную. Полтора десятилетия проживут вместе Клод и Камилла, пока внезапная и очень ранняя смерть не оборвет ее жизнь. Преодолев множество сложностей и препятствий, они обретут свое семейное счастье, у них родятся два сына, Моне будет много писать, Камилла будет стойко и кротко переносить все бытовые невзгоды, постоянную нищету и даже поддерживать мужа с его непростым характером в минуты творческих мук. Преданность и любовь Камиллы будут неизменными как в минуты испытаний, так и позже, когда к Клоду придет наконец слава и успех. Одно из первых появлений Камиллы в картинах Моне произошло во время его работы над огромным полотном «Завтрак на траве» в 1865 г., судьба которого весьма печальна, картина сохранилась лишь во фрагментах и эскизах. По замыслу автора на холсте должны быть изображены мужские и женские фигуры в освещенном солнцем лесу на пикнике. Исполинские размеры работы не позволяли вынести ее на пленэр, поэтому Моне делает к ней несколько замечательных натурных этюдов.

Э. Мане. Клод Моне в своей плавучей мастерской. 1874
Э. Мане. Клод Моне в своей плавучей мастерской. 1874. Моне по примеру Шарля Добиньи обзавелся удивительной лодкой, в которой соорудил небольшое ателье, там он мог даже ночевать и писать ускользающую натуру непосредственно с воды
К. Моне. Лодка-студия. 1874
К. Моне. Лодка-студия. 1874
К. Моне. Ледоход в Ветёе. 1880
К. Моне. Ледоход в Ветёе. 1880. Моне сталкивает контрастные цвета мелких пятен, создавая впечатление диссонирующего пространства
К. Моне. Красные лодки. Аржантёй. 1875
К. Моне. Красные лодки. Аржантёй. 1875. Особенно волшебно смотрятся парусные регаты в Аржантёе, где белые паруса и красные лодки, отражаясь в реке, образуют чарующее зрелище преображения материи, созданное виртуозной рукой мастера

В следующие годы он неоднократно пишет свою жену в природной среде, в картинах «Женщина читает, или Весна» и «На лугу». В первой она расположилась под кустами сирени с книгой в руке, и на ее розовое платье сквозь листву падают сиреневые блики света. Еще раз читающую Камиллу мы увидим на лугу среди травы и цветов, написанных так изумительно тонко, что можно видеть покачивание растений, и ощутить дуновение ветерка. Картина создана в тот счастливый период, когда их отношения были наиболее нежными, что Клоду удалось чутко и трепетно передать в этой картине. Обе «читающие Камиллы» были написаны в Аржантёе, первую Моне сначала называл «Весна», тогда как вторую можно с полным правом назвать «Лето», настолько точно они передают интонацию этих времен года.

Аржантёйские семь лет — с 1871-го по 1878-й — в творчестве Клода Моне были, пожалуй, наиболее насыщенными, плодотворными и наполненными самыми разнообразными мотивами, отражая пытливый интерес к миру, а также бурную энергию познания и созидания вступающего в свои зрелые годы мастера. В окружении любящего семейства, в состоянии душевного равновесия, получив небольшое наследство от отца и будучи хотя бы на время свободным от нужды Моне в эти годы открыт творчеству, он находится в непрерывной воодушевленной работе. Уехав из Парижа по материальным соображениям, он обрел в небольшом городке Аржантёе благодатную почву для пленэрной живописи. С одной стороны, это был живописный уголок французской природы с маковыми полями, лугами, садами, прибрежными зарослями, с другой — это было популярное место отдыха на воде, каждое лето здесь собирались яхтсмены и проводили парусные регаты, что стало излюбленным мотивом для изображения всех импрессионистов, которых восхищенный Моне приглашал на пленэры. Главным героем аржантёйских пейзажей следует по праву признать Сену, она как магнит притягивает внимание «водолюба» Моне, его привлекает оживленная суета на реке, рыбаки и стайки гусей, снующие по воде ялики, шаланды, парусники. В Аржантёе Клоду особенно нравилось наблюдать за движением лодок под мощным железнодорожным мостом, который представлял собой контрастную силу статичной устойчивости рядом с мелькающим и струящимся речным миром. Во всех речных пейзажах середины 1870-х гг. разлито в воздухе ощущение радости и гармонии, молодости и позитивной энергетики, здесь везде светит солнце, в ветвях и парусах шуршит ветерок, плещутся волны, щебечут птицы, доносится беспечный смех и запах свежей травы. Уехав из Аржантёя, чета Моне, как оказалось, утратила рай, поскольку 1878-1879 гг. стали самыми тяжелыми в жизни художника, он теряет Камиллу, умершую после рождения второго сына Мишеля, весь мир для него лишается звонких красок и громких звуков.

К. Моне. Мост в Аржантёе. 1874
К. Моне. Мост в Аржантёе. 1874. Художника привлекал то элегантный силуэт пролетов моста, то монументальность его каменных опор, и каждый раз фоном для архитектуры выступали воды Сены, которые мост преображал своим отражением или тенью, автору бесконечно любопытно было улавливать эти нюансы взаимодействия двух сталь непохожих субстанций и переносить их на холсты
К. Моне. Железнодорожный мост в Аржантёе. 1874
К. Моне. Железнодорожный мост в Аржантёе. 1874. Несколько полотен посвятил Моне видам моста, он писал его под разными углами, на разном расстоянии, пристально рассматривая это чудо современной инженерной мысли с пробегающим поездом, которое было символом прогресса для современников импрессионизма
К. Моне. Сад Инфанты. 1867
К. Моне. Сад Инфанты. 1867. Эта картина вертикального формата, написанная из окон Лувра, где молодого автора еще интересовала масштабность и размах изображаемого. Наиболее занимателен второй план, он выдает интерес автора к изменчивым приметам повседневной жизни, черные силуэты пешеходов и экипажей наряду с подвижными кронами деревьев вносят момент оживленной активности в пейзаж

В 1880-е гг. находится в местечке Ветёй и создает пронзительно-молчаливые пейзажи с видами Сены и ее берегов. Сначала в безлюдных видах зимних окрестностей Ветёя царил холод и отчуждение, затем в летних видах появляется ощущение нервного дробного колорита и рваного ритма. Именно здесь в Ветёй происходит перемена в технике Моне, уходит былая мягкая цветовая градация при создании предметов и фона, теперь поверхность картины состоит из мелких рельефных пестрых мазков, которые образуют эффект радуги. Постепенно Моне выходит из состояния оцепенения и в начале 1880-х гг. пишет более яркие пейзажи с видами своей любимой Сены.

Пространство цветущего сада было для Клода Моне символом идеального мира, защищенного от всех бед, где возможно достижение гармоничной жизни. В течение всей творческой биографии он без устали отображал на полотне сады, цветники, парки и скверы, все, что он умел в жизни, по его словам, это писать картины и выращивать сады. Первые изображения цветущих садов были созданы еще в Сент-Адрессе в конце 1860-х гг., затем Моне много раз писал сады всех местечек, где он жил. Даже в столице его прежде всего привлекали парижские парки, две ранние его работы посвящены парку Тюильри и саду Инфанты. Через десять лет он написал парижский парк Монсо, где он «спустился» на землю, и его уже не волновали видовые панорамы, ему была любопытна «внутренняя» жизнь парка. Цветущее дерево, кусты вдоль дорожек, клумба вдалеке, силуэты домов с мансардными окнами и фигурки гуляющих парижан, так органично вписаны в картину, что мы воспринимаем их как часть пейзажа.

К. Моне. Сад Моне в Аржантёе. 1873
К. Моне. Сад Моне в Аржантёе. 1873. Когда Клод и Камилла поселились в Аржантёе, у Моне появилась возможность постоянно писать в саду, ему особенно нравились цветущие деревья и яркие садовые цветы с крупными соцветиями — розы, гладиолусы, георгины. Один из самых известных видов аржантёйского сада изображает как раз осеннее цветение кустов георгина, вся работа пронизана сдержанными немного жухлыми красками поздней осени, на фоне которых вспышки цветущих растений смотрятся как прощание с летом. Но пейзаж не вызывает грустных эмоций, поскольку на втором плане виден уютный дом, у забора изображены две фигурки, все это создает атмосферу скорее элегическую и созерцательную
О. Ренуар. Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе. 1873
О. Ренуар. Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе. 1873. Моне с таким воодушевлением работал над этим пейзажем, что приехавший в гости Ренуар решил запечатлеть этот момент и написал очень известную картину о том, как Моне пишет сад в Аржантёе
К. Моне. Ирисы в Живерни. 1900
К. Моне. Ирисы в Живерни. 1900. Последние три десятилетия своей жизни Моне провел в своем саду, это был главный герой его поздних произведений. Да и сам сад Живерни стал произведением искусства, поскольку все растения по краскам и оттенкам подбирал сам Моне, в саду было много водоемов, столь любимых художником, утопающих в зелени и цветах

Серии Моне — наука или искусство?

В жизни Моне наступили вскоре и такие времена, когда он получил возможность полностью реализоваться не только как живописец, но и как ландшафтный художник. Обретя ангела-хранителя в лице коллекционера Дюран-Рюэля, Клод Моне и его вторая супруга Алиса Ошеде вместе с восемью своими детьми от первых браков, наконец, приобрели собственное поместье в местечке Живерни.

Интерес к изменению состояний одного и того же объекта или целого ландшафта в разное время года или разное время суток, при разной погоде, то есть интерес к изображению неизменных предметов в меняющейся световоздушной среде появился у Моне еще в молодости, когда он любовался морским побережьем. Но сформировавшаяся потребность в наблюдении за тем, как влияет свет и воздух на цвет и форму предметов, появилась много позже, в пору творческого взлета. Он писал о своем решении: «Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение удивительным образом от часа к часу меняет облик и колорит зданий». Впервые публике живописную серию из семи картин (а всего он написал 12 работ) под названием «Вокзал Сен-Лазар» Моне решился представить на третьей выставке импрессионистов в 1877 г. После наблюдения за мостом в Аржантёе и бегущим по нему поездам выглядит естественным интерес мастера к парижским станционным постройкам, мостам, перронам и паровозам, все это были приметы технического прогресса, к чему импрессионисты относились с симпатией.

К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877. Изображения вокзала Сен-Лазар — не серия в строгом смысле этого слова, это скорее вокзальная сюита, как в свое время аржантёйские лодки и регаты. Только здесь предмет изображения более конкретен, Моне сосредоточен на написании станционной кипящей энергией жизни
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. Паровоз. Фрагмент. 1877
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. Паровоз. Фрагмент. 1877. Началось все с клубов пара, которые укутывали паровозы и перроны при отправлении поезда, это зрелище было настолько магическим, что Моне решил немедленно это написать. Вся серия была написана всего за три зимних месяца 1877 г.

Окончательное погружение Моне в написание «темы с вариациями» происходит в начале 1890-х гг., когда он после нескольких метущихся лет поисков дальнейшего развития импрессионизма приходит к изображениям повторяющегося мотива при разных условиях освещения. Одна за другой создаются серии работ с изображением одних и тех же маковых полей, стогов, тополей, японских мостиков, речных заводей, а позже видов лондонского парламента или венецианского дворца дожей.

В следующем 1892 г. Моне после поездки в Руан заинтересовался знаменитым готическим собором, его внимание привлек резной каменный фасад, на рельефных кружевах которого удивительно играл солнечный свет. Моне решил включиться в игру со светом и в течение двух лет работает над своей самой знаменитой серией «Соборы».

К. Моне. Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи. 1877
К. Моне. Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи. 1877. Для Моне вокзал — это среда, где соединены ритмы современного города с его паровозными гудками, лязгом колес, мелькающими железными конструкциями навесов и мостов, брутальными стенами промышленных зданий. Пока художнику интересно перемещать точку зрения, он показывает жизнь вокзала с разных сторон, в кадр попадают то рельсы и паровозы, то мост и строения, то фонари, навесы и пассажиры, а то и окрестные жилые кварталы. Но уже в этом цикле есть четыре работы, выполненные с одной точки в разное время суток, они показывают прибытие поезда, в них уже чувствуется начало будущего эксперимента по изучению световоздушного воздействия. А пока мы любуемся великолепной живописью художника, который блестяще сталкивает железо и пар и заставляет все это жить и дышать
К. Моне. Стог сена, эффект снега. 1891
К. Моне. Стог сена, эффект снега. 1891. Моне писал стога сразу на нескольких холстах, переходя от одного к другому по мере изменения освещения. Это был новый метод написания пейзажей, который он потом будет применять при создании других серий. Моне упоенно передает всю палитру природных явлений, которые разворачиваются зимой 1890-1891 г. вокруг несгибаемых стогов — оттепель и первый снег, иней и утренний туман, стога то залиты потоком солнечных лучей, то пылают закатными рефлексами
К. Моне. Стог сена на закате. 1891
К. Моне. Стог сена на закате. 1891. В 1890-1891 гг. Моне пишет окрестности Живерни и находит нужный объект для серии, объект непритязательный и скромный — обычный стог сена. Но мастеру это было и нужно, чтобы объект был ничем не примечательный, тогда именно его метаморфозы под влиянием света будут предметом внимания. Так появилась, пожалуй, самая эмоциональная серия из 25 картин — «Стога сена»

Этот дерзкий замысел воплотился в тридцати картинах, которые, увы, почти сразу же были разрознены между разными владельцами и сейчас находятся в музеях и частных собраниях многих стран. На этот раз Моне работалось нелегко: «Как же тяжело писать соборы!» На каком-то этапе масштаб живописных задач начал наваливаться на мастера, причем почти в буквальном смысле: «Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый», — пишет Моне. Руанский собор стал для Моне предметом не чувственного восприятия, а скорее скрупулезного исследования того, как пласты света и воздуха в различные мгновения преобразуют даже неизменную средневековую архитектуру.

Выставленные в 1895 г. «Соборы» имели громкий успех у публики, скорее за счет новизны и эффектности меняющейся картинки, а у знатоков возникло множество вопросов относительно будущего импрессионистической живописи. Что же дальше, если нет предметов изображения, а есть только игра света, который их окружает?

К. Моне. Руанский собор, фасад. Эффект утра. 1892-1894
К. Моне. Руанский собор, фасад. Эффект утра. 1892-1894. «Каждый день я отмечаю и добавляю то, чего не смог увидеть раньше», — пишет он жене. В неистовой погоне за световоздушными эффектами Моне постепенно утрачивает сам собор, он становится живописным маревом, сгустком воздуха, это был парадоксальный результат исследователя Моне. Он из потока времени выхватывает лишь мимолетное и сиюминутное, в итоге протяженное или почти извечное, то есть сам собор растворяется. Исчезновение материи и призрачность окружающего мира — к этому пришел импрессионизм, доведенный Моне до логической кульминации
К. Моне. Руанский собор, освещенный солнцем. 1893
К. Моне. Руанский собор, освещенный солнцем. 1893. В отличие от предыдущих проектов — Стогов и Тополей — в соборах художник почти не меняет ракурс, он берет почти условный мотив фрагмента стены, лишая его окружающего пространства, потому что теперь главным для автора становится не объект в пространстве, а объект во времени. Он писал сразу на нескольких холстах, меняя их каждый час, пытаясь запечатлеть малейшие световые изменения. Архитектура фасада полностью подчинена атмосфере конкретного времени суток: на рассвете он окутан влажной дымкой, на закате озарен теплыми лучами, в полдень проступают контрасты света и тени на его стене
К. Моне. Кувшинки. 1908
К. Моне. Кувшинки. 1908. В новом XX в. Моне пишет многочисленные «Кувшинки», где живопись скорее умозрительно-условная, она почти не нуждается в натуре. Даже почти потеряв зрение в конце жизни, Моне продолжает писать свои водяные лилии в очень фантазийной манере

Удивительно, но последние живописные ансамбли Моне, ирреальные, но полные музыки кувшинки или лондонские мосты, дали толчок для развития живописи символизма, такого далекого от сиюминутной повседневности, певцом которой всю жизнь был великий наблюдатель Клод Моне.

К. Моне. Бель-Иль, скалы в Порт-Гульфар. 1886
К. Моне. Бель-Иль, скалы в Порт-Гульфар. 1886. Морская стихия вокруг этого острова в бискайском заливе поразила мастера, она существенно отличалась от почти домашнего моря нормандских курортов. «Я очутился в краю величественной дикости, где громоздятся вселяющие ужас скалы и где море переливается невероятными красками», — писал он в письме Кайботту
К.Моне. Пирамиды в Порт-Котон, Бель-Иль-ан-Мер. 1886
К.Моне. Пирамиды в Порт-Котон, Бель-Иль-ан-Мер. 1886. Море Бель-Иля заполняет весь пейзаж, оно поглощает небо, растворяет фантастического вида скальные столбы, первозданная энергия моря поражает наше воображение
К. Моне. Шторм на побережье в Бель-Иль. 1886
К. Моне. Шторм на побережье в Бель-Иль. 1886. Написаны скалы Бель-Иля блистательно, все пронизано оттенками синего, который переливается вспышками зеленого, глубокого лилового, рыжего и белого. Тени, рефлексы, вибрация волн, брызги пены — мы не только все это видим, мы начинаем слышать шум прибоя и чувствовать соленый вкус волны



Поделиться ссылкой