Техника пастели в живописи

Идея рисовать чистым красящим пигментом, без меняющих его цвет связующих веществ, казалась заманчивой всем художникам всех времен. И только пастель способна воплотить их замыслы.

Пастельный рисунок
Пастельный рисунок

Название пастели происходит от итальянского «тесто», поскольку красочные пигменты перемалывались в тонкую муку, а после формовались с минимумом воды («сухая» пастель), а также с маслом или воском.

Впервые о пастели упоминают в связи с рисунками Леонардо да Винчи, который подцвечивал пока еще скудным количеством тонов наряды и локоны своих внешне невозмутимых страстных красавиц.

Гениальная идея

Пик расцвета живописи в технике пастели пришелся на стиль рококо. Большинство красочных, насыщенных оттенками портретов этого и предшествующего периодов были созданы — да, да, цветными мелками. Мастерство художников поднялось до уровня признания академиями искусств и званий королевских мастеров пастельной живописи. Особую популярность пастель имела во Франции: ее художественные возможности раскрылись во всем блеске в работах Франсуа Буше, Мориса де Латура, великого Шардена, который, начав терять зрение, с масляных красок перешел к пастели. Мягкий перелив муара (особого типа роскошной ткани с фактурными полосами) или пушистость меховой опушки — чтобы правдоподобно изобразить их маслом, нужно иметь недюжинный талант и терпение. А в пастели — несколько штрихов и растушевка! Гениальная идея!

Автопортрет с портретом сестры. Розальба Каррьера. 1715 г.
Автопортрет с портретом сестры. Розальба Каррьера. 1715 г.

И графика, и живопись

В технике пастели можно работать и как в графике, и как в живописи. Если острым кончиком мелка — а его можно стачивать о лист наждака, закрепленный возле рабочего места, — создавать формы легкими воздушными штрихами, обводить изображение гибкой контурной линией, оставляя пространство бумаги как еще один цветовой акцент, — будет графика. А если класть рядом разноцветные мелкие штрихи, как мазки или точки пуантилистов, или растушевать их, пройдясь пальцами или мягкой кисточкой, — получится яркое живописное полотно.

На международном уровне

Позднее, в работах следующего поколения художников, таких как Жан Этьен Лиотар, Жан Гюбер, пастель обретет насыщенную плотность и фактурность точечного штриха. В знаменитой «Шоколаднице» Лиотара мы видим не только матовый оттенок одежды и нежность щечек, но и блик света на стакане, и отблеск красок на чашке из особо модного и дорогого тогда майсенского фарфора.

околадница. Жан Этьен Лиотар
Шоколадница. Жан Этьен Лиотар. Около 1743—1745 гг.

Нельзя не отметить вклад в распространение этой техники выдающейся итальянской художницы Розальбы Каррьеры. Дочь кружевницы не только создала великолепные картины, но и основала настоящую международную школу пастельной живописи, из которой вышло немало замечательных мастеров.

Пастельные красавицы Дега

Наиболее популярны пастельные работы Эдгара Дега, с его угловатыми композициями, резкими, ломаными штрихами, иногда оставленным фоном бумаги, а порой мазками маслом или акварелью, усиливающими тональные акценты.

Танцовщицы. Эдгар Дега. 1899 г.
Танцовщицы. Эдгар Дега. 1899 г.

Полотна Дега не укладывались в стандартный размер листа для рисования, и он просто сшивал их вместе. А еще он попробовал обрабатывать покрытую мелками поверхность струей пара — пигмент становился мягким и позволял работать кистью.

Будто пыльца

Живописали пастелью не на обычной, не дай бог, мелованной бумаге. Раз мелок должен хорошо держаться за поверхность, значит, она должна быть шероховатой. Но, только, зарисовав не тем цветом такую поверхность, мы не сможем убрать пигмент так легко, как, к примеру, долго не сохнущие масляные краски. Если исправлений не много, можно стряхнуть слой пастели кисточкой в трубу включенного пылесоса. А без пылесоса в цветной меловой пыли будет и вся работа, и одежда неудачливого художника.




Поделиться ссылкой