Формирование батальной живописи относится к XVI—XVII вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Сцены сражений впервые появляются уже в наскальных рисунках, так как и в те давние времена люди вступали в ожесточённые схватки, отстаивая свои интересы. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой росписи на вазах, рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев как образец для подражания. Потом в искусстве начинают фиксировать знаменательные исторические события, например военные походы Александра Македонского представлены на фресках древней Помпеи.
Крупнейшим баталистом в русском искусстве был В. В. Верещагин. В своих произведениях художник рассказывает о тех военных действиях, в которых он сам принимал непосредственное участие (единственным исключением является цикл, посвящённый войне с Наполеоном). Верещагин всегда работал сериями. Первая — «Туркестанская» — связана с походом в Среднюю Азию. Следующая, самая известная, посвящена событиям Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Первый расцвет батального жанра приходится на эпоху Возрождения. В это время необычайно вырос интерес к истории: войнам, победам, завоеваниям и героям. Одним из ранних шедевров европейской батальной живописи стало произведение Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо».
XVII в. взглянул на батальную картину иначе, с интересом не только к происходящему зрелищу, но и к чувствам, поведению персонажей. Возвышенным благородством и достоинством наделены герои картины Веласкеса «Сдача Бреды», причём эти качества присущи как победителям, так и побеждённым.