Живопись цветового поля (1947-1960-е годы)

Живопись цветового поля — одна из идей абстрактного экспрессионизма. Так называли работы Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и Клиффорда Стилла. Холст большого размера покрывают краской одного или двух-трех цветов, чтобы вызвать эмоциональную и созерцательную реакцию у зрителя.

Марк Ротко
Марк Ротко

Европа была разорена двумя мировыми войнами. Впервые Америка стала центром искусства и дизайна, где европейские мастера, эмигрировавшие за океан, объединили творческие усилия с американскими художественными школами. В этой атмосфере возрождения и обновления и появилась живопись цветового поля — одно из направлений абстрактного экспрессионизма 1950-х.

«Я предпочитаю, чтобы живопись сама говорила за себя» Барнетт Ньюман

Отражение бесконечности

В конце сороковых художники гораздо более индивидуально интерпретировали абстрактный экспрессионизм, свободнее обращаясь с красками и цветом. Уходящая корнями в фовизм, экспрессионизм и сюрреализм, живопись цветового поля — это огромное полотно, покрытое краской одного цвета или максимум двух-трех. Сторонники этого стиля глубоко изучали религию и мифологию и, уповая на выразительную силу цвета, старались погрузить зрителя в состояние медитации. Обычно они создавали серию масштабных холстов, которые следовало созерцать одновременно, что приводило к переживанию духовного, почти религиозного, опыта.

Каждый художник искал тот стиль абстракции, который выходит за рамки банальной передачи образа. Каждый стремился донести до зрителя мысль о том, что искусство заключается вовсе не в изображении чего-либо, но имеет множество иных смыслов и задач. Ради этого они использовали яркие краски на огромных холстах, чтобы зритель мог дать волю своим чувствам. Поскольку перед художником не стояло задачи создать конкретное изображение или даже абстрактный дизайн, его мало заботила техника нанесения краски или сочетание тонов — каждый холст должен представлять собой огромное цветовое пространство.

«Я выступаю за простое изображение сложных мыслей» Марк Ротко

Без границ

Зародившаяся в Нью-Йорке сразу после Второй мировой войны, одновременно с абстрактным экспрессионизмом, живопись цветового поля транслировала похожие идеи. Напряжение достигалось контрастом между ярким цветом и расплывчатой неопределенной формой. Размытые цветовые полосы, заходящие одна на другую, не позволяли зрителю создать впечатление о глубине и расстоянии, исключая любую возможность «прочтения» образа. Художники стремились пробудить универсальные чувства и созерцательность в каждом зрителе.

Живопись цветового поля — первый стиль, целенаправленно избегавший любого намека на форму или объем изображенного на холсте. Вся картина представляла собой равную ценность, без разделения на фон и центральные элементы. Рама отсутствовала, как символ отсутствия границы между живописным полотном и остальным миром.

«Я надеюсь, что моя живопись на кого-то воздейстует так же, как на меня — заставляет ощутить собственную отдельность, изолированность, непохожесть» Барнетт Ньюман

Четкие контуры

Одной из разновидностей живописи цветового поля стала появившаяся в 1960-е «живопись четких контуров». Представители этого направления изображали чистые цвета, подчеркивая плоскую поверхность холста, но, вместо того чтобы размывать границы между различными красками, проводили четкие линии, словно контуры фигуры. На живопись четких контуров оказали немалое влияние синтетический кубизм, неопластицизм, супрематизм и Баухауз; этому стилю был чужд аморфный подход абстрактного экспрессионизма.

Исключая избыточные детали

Одним из вдохновителей живописи цветового поля был художник и преподаватель Ханс Хоффман (1880-1966), работавший в Париже вместе с Робером Делоне и другими авангардистами до эмиграции в Соединенные Штаты в 1932 году. К 1940-м, в поисках умиротворения, он рисовал на своих полотнах бесконечные цветные прямоугольники. В 1947 году Ротко представил зрителям картину: цветовые полосы, словно перетекавшие друг в друга, — никаких аналогий с реальным миром, но сами краски, их сочетание и насыщенность создавали определенное настроение.

Ханс Хоффман
Ханс Хоффман

Вначале он использовал матовые краски, поглощавшие свет, но позже его палитра стала более мрачной.

Он создавал серии картин, которые надлежало размещать по стенам зала так, чтобы зритель полностью погружался в созерцание. В тот год, когда Ротко продемонстрировал миру свои цветовые поля, Клиффорд Стилл выставил несколько полотен с цветными полосами, разбросанными в произвольном порядке по холсту. В отличие от работ Хоффмана и Ротко работы Стилла напоминали полосы разноцветной ткани с оборванными краями. Зрелые работы Барнетта Ньюмана были еще проще, чем картины Ротко и Стилла. Он покрывал холст краской, а затем проводил одну или две вертикальные линии. Несмотря на определенные различия, общими элементами живописи цветового поля являются исключение лишних деталей; подчеркивание двумерности полотна; попытка раскрыть эмоциональное состояние автора и побудить зрителя к созерцательному размышлению.

В 1950-е Хелен Франкенталер (1928-2011) совершенствовала и развивала идеи, лежащие в основе живописи цветовых полей. Она наносила пятна сильно разведенной масляной или акриловой краски на холст без грунтовки, добиваясь эффекта нежных цветных облаков, словно парящих над картиной. Франкенталер была одним из тех художников, что демонстрировали свои работы на выставке 1964 года в Лос-Анджелесе, которые Гринберг назвал «постживописной абстракцией».

Хелен Франкенталер
Хелен Франкенталер

Живописные ритуалы

Однажды Ротко сказал: «Я не художник-абстракционист, меня интересует только изображение человеческих эмоций». Живопись цветовых полей, подобно супрематизму Малевича, вызывала определенные духовные переживания у зрителя. Картины создавались именно для того, чтобы пробудить эмоции, но и к самому процессу работы Ротко относился с религиозным трепетом, храня в тайне свои ритуалы. Известно, что он рисовал при ярком свете рампы, но требовал, чтобы зритель знакомился с его работами в приглушенном освещении, чтобы цвета казались размытыми. Не менее тщательно он подходил к вопросу о том, как, где и когда следует смотреть его картины.

Постживописная абстракция

Постживописной абстракцией известный художественный критик Клемент Гринберг (1909-1994) назвал в 1964 году сразу несколько стилей — минимализм, живопись цветового поля и живопись четких контуров, чтобы отличить их от прочего абстрактного экспрессионизма (который он именовал «живописной абстракцией»). Гринберг считал постживописную абстракцию отдельным интеллектуальным направлением в живописи, которое игнорирует текстуру и рисунок, пропитывая холст цветом и подчеркивая его плоскость.

 Клемент Гринберг
Клемент Гринберг
«Абстракция», Стив Вуд
«Абстракция», Стив Вуд



Поделиться ссылкой