Ангел

В христианстве, иудаизме и мусульманстве ангелами называются бесплотные существа, служители Бога, в обязанности которых входит борьба с его врагами и передача его воли людям и стихиям. Ангелы, отпавшие от Бога, становятся бесами и начинают открытую борьбу со своими бывшими собратьями и людьми. Как правило, ангелов изображают в виде человека с крыльями. В христианстве ангелы и серафимы считаются существами женского пола, а херувимы — мужского, однако, сами по себе эти существа бесполы.

Купидон кисти художника XIX в. А.-У. Бугеро
Купидон кисти художника XIX в. А.-У. Бугеро. Начиная с эпохи Ренессанса художники изображали на полотнах купидонов под видом ангелочков

В Месопотамии и на Ближнем Востоке крылатыми изображали богов либо их вестников. Также крыльями часто наделяли героев, побеждающих чудовищ. Сами крылья издревле служили символом духовности и божественного начала, так как подразумевали способность летать, которой люди биологически лишены. Символика крыльев тесно связана с символикой воздуха и неба как «высшего мира».

Если в иудаизме самораскрытие Бога возможно только через посредничество ангелов, то в христианстве их роль несколько ограниченна. В Новом Завете особо подчеркивается, что Иисус Христос проповедовал свое учение, являвшееся прямым откровением Бога, без посредничества ангелов, хотя все же именно они возвещают и славят его рождение, воскресение и вознесение. Несмотря на то что в различных религиях образы ангелов достаточно сильно разнятся, все же возможно выделить некоторые общие для всех мифологий его черты.

Два ангела. Фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Два ангела. Фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Древнеримская статуя крылатой богини победы Ники из итальянского города Брешия. По гравюре XIX в.
Древнеримская статуя крылатой богини победы Ники из итальянского города Брешия. По гравюре XIX в.

Ангелов изображают в виде бестелесных духов, из-за чего они совершенно не подвержены плотским нуждам, свойственным людям. Человек может увидеть ангела, только если последний сам пожелает явиться ему. Однако интерпретация данной бесплотности как полной нематериальности этих существ была разработана теологами лишь по прошествии достаточно долгого времени.

Библейские тексты и народные верования не уделяют данному вопросу особого внимания, считая, что ангелы обладают особым «духовным» телом. Обычно природа ангелов уподобляется легким и подвижным веществам нашего мира — ветру, огню, свету. Связь этих существ с ветром, например, отчетливо прослеживается в ветхозаветных текстах, где Яхве описан как «шествующий на крыльях духов».

В Апокалипсисе ангелы также имеют власть над ветрами. Порой они поднимаются в столбах жертвенного дыма, как при жертвоприношении будущих родителей Самсона, через что подчеркивается их связь с очистительным пламенем. Ангелы имеют власть над различными стихиями, а также социальными и природными объектами: они выступают в роли управляющих и хранителей светил, родников, растений, животных, облаков и дождей, городов, стран и т.д.

В Книге Еноха рассказывается, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который вначале формирует его тело в утробе матери, а затем сопровождает своего подопечного всю жизнь. Более великие ангелы управляют целыми народами, как, например, архангел Михаил, являвшийся «князем» еврейского народа. Также в легендах упоминается и ангел Метатрон, который является визирем бога и хранителем всего мира.

Э. де Морган. Ангел смерти
Э. де Морган. Ангел смерти
Ангел на шпиле Петропавловского собора работы А. Рональдини. Установленный в сер. XVIII в.
Ангел на шпиле Петропавловского собора работы А. Рональдини. Установленный в сер. XVIII в., золотой ангел стал символом Санкт-Петербурга

Как уже упоминалось выше, наиболее ортодоксальная версия рисует ангелов безупречными воинами бога либо предателями в виде бесов. Однако существовало также предание об ангелах, которые во время битвы между небесным воинством и врагами Бога остались нейтральными. Все они сейчас дожидаются окончательного приговора на Страшном суде. Сперва такой взгляд на природу этих существ может показаться странным, но следует принять во внимание, что на ранней стадии формирования иудаизма даже такой небесный враг человека, как Сатана, не является и противником Бога, а выступает перед ним в роли наушника. Не менее спорным мифологическим персонажем является и ангел смерти, который предстает врагом Бога, но вместе с тем играет роль исполнителя его приказов.

В народной же традиции сами ангелы порой могли затмевать образ единого Бога, в чем сказывается их преемственность с языческими духами природы и человеческой жизни.

Старший аркан «Суд» из колоды Таро герцога Висконти, XV в.
Старший аркан «Суд» из колоды Таро герцога Висконти, XV в. На карте изображены архангелы Гавриил и Михаил
Рогин ван дер Вейден. Архангел Михаил. Фрагмент «Алтаря Страшного суда»
Рогин ван дер Вейден. Архангел Михаил. Фрагмент «Алтаря Страшного суда»

Этрусские ванфы

На фресках в гробницах этрусков изображены крылатые демоны женского пола — ванфы, которые напрямую связаны с образом христианского ангела смерти. Внешне эти изображения практически полностью (за исключением нимба) совпадают с иконографией библейских ангелов. Ванфы считались вестниками смерти, жившими в подземном мире и являвшимися на поверхность, чтобы забрать душу умершего. Иногда ванфов изображали с мечом, но чаще всего с ключами от царства мертвых и факелом, при помощи которого они рассеивали тьму подземного мира.

Тризна по умершему
Тризна по умершему. За спиной человека, приносящего в жертву раба, стоит ванф. Фрагмент фрески из этрусской гробницы
Ванф уносит душу умершего. Фрагмент фрески из этрусской гробницы
Ванф уносит душу умершего. Фрагмент фрески из этрусской гробницы

Ангел ислама

В исламе образ ангела сходен с принятым в христианстве. Здесь ангелы также являются вестниками и слугами Бога. Существуют аналоги христианских архангелов, а также падший ангел Иблис — сатана. Исламский ангел смерти и страж адского пламени — Малик, которому помогают 19 стражников. Страж исламского рая — ангел Ридван.

Пророк Мухаммед на небе в окружении ангелов. Средневековая персидская миниатюра
Пророк Мухаммед на небе в окружении ангелов. Средневековая персидская миниатюра
Ангелы и демоны Луки Синьорелли
Схема расположения цикла фресок «Страшный суд» Л. Синьорелли в капелле Сен Бризио в кафедральном соборе в Орвьето
Схема расположения цикла фресок «Страшный суд» Л. Синьорелли в капелле Сен Бризио в кафедральном соборе в Орвьето

Архангел Михаил

В Ветхом Завете Архангел Михаил назван «архистратигом», т.е. предводителем небесного воинства в решающей битве против сил зла. В такой же роли он выступает и в Апокалипсисе, где сражается с дьяволом, принявшим облик дракона, из-за чего его часто изображают вооруженным копьем или мечом. Истоки вражды архангела с хозяином ада можно найти в апокрифической литературе, в которой рассказывается, как низвергнутый с небес ангел Самаэль (превратившийся в более поздней традиции в сатану) пытается утащить Михаила в ад, ухватившись за его крылья.

Однако бог не допустил этого и спас архангела.

Михаил также часто выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед Богом и является одним из «ангелов предстояния», т.е. стоит перед троном Божьим, исполняя обязанности писца, который заносит в книгу имена праведников. В этой роли он выступает и как хранитель магических слов, которыми были сотворены небо и земля. Часто архангел Михаил играет роль учителя: Адама он обучил земледелию, Авраама — богопознанию, он является наставником Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. В Древней Руси этот архангел считался покровителем князей и ратной славы, а в православной традиции ему принадлежит роль культурного героя, обучившего людей скотоводству, хлебопашеству и ремеслам.

Архангел Михаил. Греческая икона XVII в.
Архангел Михаил. Греческая икона XVII в.
Герб Архангельска
На гербе Архангельска архангел Михаил попирает дьявола

Архангел Гавриил

В христианской традиции в обязанности Гавриила входит толкование смысла пророческих видений и хода событий. В западноевропейском искусстве образ этого архангела в большинстве случаев связан с Благовещением.

С. Мартини. Благовещение
С. Мартини. Благовещение

Ангел в геральдике

Герб Минска
Герб Минска
Герб Киева
Герб Киева



Поделиться ссылкой