Образ дерева с самых древних времен был одним из основополагающих символов человечества. На заре истории наши предки спустились с деревьев на землю, затем тысячи лет жили в их тени в Африке. Неудивительно, что в представлениях людей большинства мировых культур дерево стало символом центра мира, его основной оси. Этот образ постепенно развился в представления о мировом древе, являвшемся универсальным для описания космогонической системы мира и его упорядоченной структуры.
Мировое древо как ось мира являет собой вертикаль, которая соединяет подземный мир и божественный, высший мир через мир земной, человеческий. Оно находится в самом центре вселенной, в той самой точке, где свершился акт сотворения мира. Вертикальное расположение мирового древа не только систематизирует и упорядочивает миры, располагая их один над другим, но также символизирует прошлое, настоящее и будущее, понятие о преемственности поколений, о негативном, нейтральном и позитивном, о стихиях, субстанциях из которых состоит мир.
В Книге Бытия говорится, что Бог посадил в раю два дерева: Древо жизни и Древо познания добра и зла. Адаму и Еве было разрешено вкушать плоды только лишь с Древа жизни. Соблазненные змеем, они съели плод с Древа познания добра и зла и осознали свою наготу. Так произошло грехопадение. Древо жизни выступает как источник живительной силы, дарующей бессмертие.
Древо познания символизирует истину, возможность различения сущностей. Вкусив плоды не с Древа жизни, отказавшись от предложенного бессмертия, первые люди съели плод Древа познания, а значит, получили возможность отличать зло от добра, а также осознавать самих себя в этих категориях. После этого вечная жизнь в богоподобном состоянии для них стала невозможной, и Адам с Евой были изгнаны из рая, чтобы в полной мере реализовать свою человеческую сущность.
Священный ясень Игтдрасиль — Мировое древо скандинавов. Он упоминается в Старшей и Младшей Эдде как общее символическое обозначение структурной организации мира. Игтдрасиль в буквальном переводе означает «конь Одина» (Игт — второе имя верховного бога). В этом названии выражен глубокий символизм: девять дней провисел Один проколотый копьем на ясене — таков был обряд инициации этого бога. Игтдрасиль выступает как связующее звено между низшим и высшим миром, путь, по которому шаман в экстатическом состоянии перемещается между мирами.