Эмиль Золя (1840—1902)

В 1875 г. в петербургском журнале «Вестник Европы» появился новый парижский корреспондент. В течение шести лет он публиковал в «Вестнике» очерки, рассказы, критические статьи, освещавшие литературную и художественную жизнь французской столицы. Звали корреспондента Эмиль Золя. Русские читатели (а большинство из них читало и по-французски) знали его не только как журналиста, но и как прозаика, автора книги «Сказки Нинон», с которой он дебютировал в 1864 г., и девяти романов.

В один из крупнейших русских журналов того времени — «Вестник Европы» Золя попал благодаря посредничеству жившего в Париже И. С. Тургенева. Романы «Проступок аббата Муре» и «Завоевание Плассана» публиковались в журнале в 1875—1876 гг., почти одновременно с их изданием во Франции

Путь Золя к всеевропейской известности был нелёгким. Он родился в Париже, а в 1844 г. его родители перебрались в городок Экс на юге Франции, где отец будущего писателя строил ирригационные сооружения. Мальчику было семь лет, когда отец умер, оставив семью почти без средств к существованию. В 1858 г. Эмиль вместе с матерью возвратился в Париж и работал писцом на товарных складах, пока в 1862 г. не устроился в издательство «Ашетт». Благодаря этому он смог приобщиться к литературной жизни Парижа.

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868 г.
Э. Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868 г.

Усердный читатель журнала «Реализм», критических работ Ипполита Тэна, романов братьев Гонкур, он проникся мыслью, что будущее литературы — за романом.

Золя называл его то реалистическим, то натуралистическим, то физиологическим, то экспериментальным, не видя существенной разницы между этими определениями. В основе творчества писателя лежит представление о том, что характер и судьба человека обусловлены «средой» и «темпераментом». Под средой он понимал принадлежность человека к той или иной социальной группе, под темпераментом — унаследованный психический склад, тесно связанный с физиологией, с жизнью тела, которое в произведениях Золя чуть ли не впервые в литературе стало самоценным предметом художественного изображения. Писатель не боялся признать, что часто не разум, не сознание движет человеком, а чувства и даже простые инстинкты, телесные потребности. Иными словами, французский романист изначально смотрел на человека глазами учёного-врача.

Цикл «Ругон-Маккары» состоит из 20 романов: «Карьера Рулонов» (1871 г.), «Добыча» (1872 г.), «Чрево Парижа» (1873 г.), «Завоевание Плассана» (1874 г.), «Проступок аббата Муре» (1875 г.), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876 г.), «Западня» (1877 г.), «Страница любви» (1878 г.), «Нана» (1880 г.), «Накипь» (1882 г.), «Дамское счастье» (1883 г.), «Радость жизни» (1884 г.), «Жерминаль» (1885 г.), «Творчество» (1886 г.), «Земля» (1887 г.), «Мечта» (1888 г.), «Человек-зверь» (1890 г.), «Деньги» (1891 г.), «Разгром» (1892 г.), «Доктор Паскаль» (1893 г.)

Но и социальная, и телесно-чувственная жизнь, по мысли Золя, подчиняется определённым законам. Выходит, писателю, как учёному, следует относиться к «материалу» со всей возможной объективностью. Он обязан фиксировать факты, протоколировать события, полагаясь — тут-то и кроется одно из главных противоречий творчества Золя! — на остроту своего глаза, на собственное восприятие мира, обусловленное темпераментом самого художника. «Искусство — это часть действительности, увиденная сквозь призму могучего темперамента», — утверждал Золя в одной из статей второй половины 60-х гг., где он защищал своих друзей — молодых художников. Писатель — вслед за критиком Ж. А. Кастаньяри — именовал их натуралистами, они же несколько лет спустя предпочтут изобретённое неким журналистом слово «импрессионизм» (от фр. impression — «впечатление»).

Ещё в 1868 г. Золя задумал грандиозный цикл «Ругон-Маккары». У цикла есть подзаголовок «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Автор следовал за своими героями на рабочие окраины Парижа («Западня») и в шахтёрские посёлки («Жерминаль»), на ферму французского крестьянина («Земля») и в доходный дом, населённый богатыми буржуа («Накипь»), в «чрево Парижа» — торговые ряды и лавчонки центрального столичного рынка и на биржу, где идёт большая игра («Деньги»), в «закулисье» крупного торгового дома («Дамское счастье») и в железнодорожное депо («Человек-зверь»)... А отправной точкой этого путешествия в пространстве и времени (они чётко очерчены писателем: Франция эпохи Второй империи, эпохи бурного развития капитализма под властью «твёрдой» императорской руки) стал придуманный им маленький южный город Плассан, прообразом которого, конечно же, послужил Экс.

Вторая империя — это период правления императора Луи Бонапарта, пришедшего к власти в декабре 1851 г. в результате военного переворота. Вторая империя рухнула после по-ражения Франции во Франко-прусской войне 1870 г.

Здесь, в Плассане, начинается история семьи Ругон-Маккаров, воссозданная в первом и одном из лучших романов цикла — «Карьера Ругонов».

Прародительница семейства — дочь богатых плассанских огородников Аделаида Фук (в «Карьере Ругонов» она предстаёт обезумевшей старухой) — после смерти родителей вышла замуж за батрака Ругона и родила сына Пьера, а овдовев, связалась с бродягой-пропойцей Маккаром — он стал отцом Урсулы и Антуана. Так возникают две семейные ветви, одна из которых, ветвь Ругонов, наделённая здоровой наследственностью, будет постоянно подниматься по социальной лестнице, другая же — неуклонно катиться вниз.

Ж. Ф. Рафаэлли. Кухарка на рынке. Иллюстрация из альманаха «Парижские типы». 80-е гг. XIX в.
Ж. Ф. Рафаэлли. Кухарка на рынке. Иллюстрация из альманаха «Парижские типы». 80-е гг. XIX в.

И всё же история обоих родов коренится не только и не столько в сексуальной жизни Аделаиды, сколько в событиях, происходивших в Плассане в течение нескольких дней декабря 1851 г. В эти дни в Париже президент Второй республики Луи Бонапарт сверг законную власть, установив своё единовластие. Но столицу должна была поддержать провинция. Тут-то и настал звёздный час Пьера Ругона, неотёсанного огородника из семьи с дурной репутацией, и его жены Фелисите. Тридцать лет из окон своей квартирки в квартале простолюдинов они завистливо созерцали лежащий «в нескольких шагах» город богачей и мечтали возвыситься над своим классом хотя бы на одну ступень. По сути совершенно равнодушные к политике, но чувствующие себя обделёнными благами в годы Второй республики, Ругоны оказываются во главе местных бонапартистов. Воспользовавшись предательским содействием подкупленного Антуана Маккара — «опереточного» вождя республиканцев, Пьер Ругон от имени «принца-президента» захватывает власть в городе и в результате получает доходное место сборщика налогов.

Сыновья Пьера — Эжен и Аристид, сменивший фамилию на Саккар, — пойдут ещё дальше: Эжен станет крупным политическим деятелем («Его превосходительство Эжен Ругон»), Аристид, разбогатевший на спекуляциях с недвижимостью («Добыча»), — главой Всемирного банка («Деньги»), А вот дочери Антуана — Жервеза и Лиза — умрут молодыми: одна от алкоголизма, другая от болезни крови.

Афиша театральной постановки по роману Э. Золя «Западня». 1900 г.
Афиша театральной постановки по роману Э. Золя «Западня». 1900 г.

Судьба Жервезы, достойной, трудолюбивой женщины, которая волей трагических обстоятельств оказалась на дне жизни, в беспросветной нищете, и пытается найти забвение в кабаке с многозначительным названием «Западня», — в центре одноимённого романа, самого безысходного по духу сочинения Эмиля Золя.

Не только социальные условия, но и дурная наследственность, как мрачный романтический рок, тяготеет над судьбой Жервезы. По сути дела, наследственность в романах Золя и является материалистической подменой рока.

Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.
Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.

А сам писатель, если пристальнее присмотреться к его творчеству, никогда не переставал быть романтиком. Романтической героикой овеяны экспозиция и пролог «Карьеры Ругонов», в которых автор живописует ночной поход на Париж народа, поднявшегося на защиту Республики. Среди плассанских рабочих — молодые влюблённые Сильвер и Мьетта. «Марсельеза заполнила небо, будто гиганты дули в исполинские трубы... Сонные поля сразу проснулись... Весь огромный амфитеатр от реки до Плассана, весь этот гигантский водопад, по которому струилось голубоватое сияние, словно покрыт был несметной невидимой толпой, приветствующей повстанцев». А перед толпой в свете луны — Мьетта, в алом плаще и прижимающая к груди древко красного стяга. Повстанцы разгромлены, Сильвер и Мьетта убиты. Гибнет и прекрасная Альбина, хозяйка дивного сада Параду, куда доктор Паскаль — единственный из сыновей Пьера Ругона, оказавшийся вне власти рода, — привозил тяжелобольного племянника Сержа («Проступок аббата Муре»), Но не умирала вера Золя в молодость, в будущее, в жизнь. Философия радости жизни окрашивает многие идиллические страницы романа «Проступок аббата Муре», изображающие любовь священника Сержа Муре и Альбины. А в романе, который так и называется — «Радость жизни», её воплощает Полина Кеню (ещё одно отклонение от законов наследственности).

В поздний период творчества романтизм Золя подпитывается всё более крепнущим социальным утопизмом. Писатель начинает верить в то, что на смену хищникам и жуликам придут научно мыслящие организаторы рыночной экономики, которые из эксплуататоров превратятся в «компаньонов» своих служащих. Именно таков хозяин парижского торгового дома «Дамское счастье» Октав Муре, вступающий в брак по любви с одной из своих самых скромных сотрудниц.

Уже после завершения «Ругон-Маккаров» Золя создаст два небольших (второй незаконченный) цикла романов — «Три города» («Лурд», 1894 г.;«Рим», 1896 г.; «Париж», 1898 г.) и «Четыре евангелия» («Плодовитость», 1899 г.; «Труд», 1901 г.; «Истина», 1903 г.), где снова и снова будет доказывать мысль о возможности построения счастливого будущего, основанного на сотрудничестве таланта, труда и капитала.




Поделиться ссылкой