Эрнест Хемингуэй (1899—1961)

Закончив работу над очерком «Портрет Хемингуэя» (1961 г.), американская журналистка Лилиан Росс призналась, что хотела рассказать о человеке, «у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого на свете». Его призвание, пишет Росс, — «жить полной жизнью и постоянно со свойственным ему безграничным великодушием делиться своим опытом с другими, чтобы и они познавали счастье жизни». Счастье же для Эрнеста Миллера Хемингуэя заключалось в том, чтобы любить, помимо собственных детей, «три континента, несколько самолётов и кораблей, океаны, своих сестёр, своих жён, жизнь и смерть, утро, полдень, вечер и ночь, честь, постель, бокс, плавание, бейсбол, стрельбу, рыбную ловлю», а также — «читать и писать»...

Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй

Романист и мастер короткого рассказа, журналист и драматург, спортсмен и заядлый путешественник, он был истинным сыном своего бурного времени. Хемингуэй испытывал потребность находиться в самых горячих точках планеты, чтобы «писать правду — что всякая война — гадость» и внести свой посильный вклад в борьбу за справедливость.

Будущий писатель родился в городке Оук-Парк неподалёку от Чикаго в семье врача. Отец с детства прививал ему любовь к спорту, охоте и рыбной ловле. Этим увлечениям Хемингуэй был верен и в дальнейшем, они определили тематику многих его произведений.

Э. Хемингуэи после ранения. 1918 г.
Э. Хемингуэи после ранения. 1918 г.

По окончании школы Хемингуэй работал репортёром в канзасской газете «Стар», а затем, поступив водителем в американский Красный Крест, уехал в Италию, на итало-австрийский фронт, где получил тяжёлое ранение.

В конце 1921 г., после краткой побывки дома, Хемингуэй вновь приезжает в Европу, на этот раз — в качестве корреспондента «Торонто дейли стар», посещает Ближний Восток, пишет статьи и рассказы, живёт в Париже. Здесь начинается его литературная биография, о чём писатель поведал в книге «Праздник, который всегда с тобой» (1964 г.). В 1923 г. появляется первая книжка Хемингуэя «Три рассказа и десять стихотворений», в 1924 г. — сборник прозаических миниатюр «В наше время».

Пятилетний Эрнест на рыбалке
Пятилетний Эрнест на рыбалке

Раннее творчество Хемингуэя обычно соотносят с темой «потерянного поколения» (её разрабатывали также Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Джон Дос Пассос, Ричард Олдингтон, Эрих Мария Ремарк и др.). Его герои, ещё не окрепшие нравственно и житейски, попадали в горнило мировой войны, а затем приходили домой, отрешённые «от деятельности, от стремлений, от прогресса». Таковы, например, Кребс (рассказ «Дома») и Джордж (рассказ «Кошка под дождём»). Образы «потерянных» молодых людей появляются и в первом романе писателя — «И восходит солнце» (в британском издании «Фиеста», 1926 г.).

Лейтенант Фредерик Генри, герой романа «Прощай, оружие!» (1929 г.), долгое время не может определить своё отношение к войне. Сначала он вообще существует будто в стороне от совершающихся событий. Но вот настаёт момент выбора. Это происходит во время отступления итальянской армии: ни в чём не повинных офицеров выдёргивают из общей воинской массы и ведут на расстрел, даже не выслушав их объяснений. Лейтенант Генри бросается в воду, под выстрелами переплывает реку — словно совершает обряд очищения от военной скверны. Простившись с оружием и войной, заключив свой «сепаратный мир» с обществом, Генри вместе с возлюбленной, медсестрой Кэтрин, уезжает в Швейцарию, где Кэтрин умирает при родах.

Кадр из фильма «По ком звонит колокол» по роману Э. Хемингуэя. 1943 г.
Кадр из фильма «По ком звонит колокол» по роману Э. Хемингуэя. В роли Джордана — Гэри Купер. 1943 г.

У Хемингуэя судьба неумолима к персонажам не только в военной обстановке. Причиной гибели может стать гангрена, вызванная пустяковой царапиной, или несчастный случай на охоте. Так или иначе, надо стойко принимать обрушивающиеся на тебя удары, считал писатель, вступать в схватку с судьбой и не бояться поражения. Ведь главное — это сохранить человеческое достоинство, не пасть духом. Любимые герои Хемингуэя — тореро, охотники, боксёры, революционеры, бойцы-добровольцы — не жалуются и не ждут сострадания, умеют ответить врагу, в схватке с которым соблюдают правила чести.

В июне 1937 г. на Втором конгрессе американских писателей Хемингуэй провозглашает, что «фашизм — ложь, изрекаемая бандитами». Вскоре он отправляется военным корреспондентом на гражданскую войну в Испанию. Вернувшись на родину, Хемингуэй пишет роман «По ком звонит колокол» (1940 г.). Его герой, американский доброволец Роберт Джордан, с отрядом испанских партизан пытается взорвать стратегически важный мост. Конкретное событие, как это часто бывает у Хемингуэя, становится средством выявления непростых характеров, поводом для размышлений о природе войн и революций. Через частное писатель показывает общее, создаёт ситуацию, раскрывающую одновременно героику, романтику и трагедию происходящего.

«Нет лучше их, когда они на верном пути, — размышляет Джордан об испанцах, — но когда они собьются с пути, нет хуже их». Иллюстрирует это умозаключение судьба Пабло, некогда бесстрашного вожака партизан, превратившегося в труса и убийцу. Противоположный пример — Эль Сордо, неказистый глуховатый человек, также возглавляющий один из партизанских отрядов, верный своему делу — планомерному уничтожению противника. Эль Сордо до крайности простодушен. Партизанская война для него — нечто вроде рабочей страды, когда известно, что именно нужно делать, и хочется как можно больше успеть.

Титульный лист первого издания романа Э. Хемингуэя «И восходит солнце». 1926 г.
Титульный лист первого издания романа Э. Хемингуэя «И восходит солнце». 1926 г.

Роману предпослан эпиграф, слова английского поэта XVII в. Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка... смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Роберт Джордан сознаёт свою ответственность за судьбы других людей, близких и далёких, за настоящее и будущее, понимая, что «все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня». Пусть взрыв моста, осуществлённый ценою жизни многих партизан, в том числе и самого Джордана, оказался ненужным с военной точки зрения. Важнее — осознание того, что «если победим здесь — победим везде». Любовь Джордана к испанской девушке Марии уже не отгораживает героя от всех и вся, а, напротив, помогает ему лучше ощутить свои связи с миром,- «Я люблю тебя так, как я люблю свободу и человеческое достоинство... Я люблю тебя так, как я люблю Мадрид, который мы защищали, и как я люблю всех моих товарищей, которые погибли в этой войне...».

В 1954 г. Эрнест Хемингуэй стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

Во время Второй мировой войны Хемингуэй неоднократно бывает на фронте, работает корреспондентом, принимает непосредственное участие в боевых действиях. В 1942— 1943 гг. на своём катере «Пилар» он выслеживает немецкие подводные лодки в Карибском море.

Литературный шедевр позднего Хемингуэя — повесть «Старик и море» (1952 г.) — имеет философский подтекст. Здесь, безусловно, подразумевается жизненное море, бороздить которое от рождения до смерти, в муках и радостях — удел каждого из живущих. Противоборство-«братание» старика-рыболова Сантьяго с пойманной им гигантской рыбой, которую он тщетно оберегает от акул, наводит на размышления о назначении человека, о перипетиях на пути к достижению цели. Всё это позволяет сделать вывод: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Вводя в сюжет образ мальчика, которому старик передаст свой опыт, Хемингуэй избегает привычной для него темы смерти — его повесть обращена в будущее.

Кадр из фильма «Прощай, оружие!» по роману Э. Хемингуэя. Режиссёр Ф. Борзэдж. 1932 г.
Кадр из фильма «Прощай, оружие!» по роману Э. Хемингуэя. Режиссёр Ф. Борзэдж. 1932 г.

Герой опубликованного после смерти писателя романа «Острова в океане» (1970 г.) художник Томас Хадсон, как и большинство персонажей Хемингуэя, наделён многими чертами автора. Он ищет в жизни «нечто прочное и надёжное», то, что «нельзя потерять». «Главное... — в самом себе, где бы ты ни был», в работе и в сопротивлении злу, в умении достойно встретить смерть.




Поделиться ссылкой