Ги де Мопассан (1850—1893)

Детство и отрочество Анри Рене Альбера Ги де Мопассана прошли в Нормандии. Действие многих его произведений происходит в этом любимом им крае. Двадцатилетним юношей он участвовал во Франко-прусской войне, пережил горечь поражения, а после демобилизации, в 1872 г., поступил на службу, сначала в морское министерство, затем в министерство народного образования. Не меньше, чем литературой, он увлекался гребным спортом, и впоследствии, когда ему удалось приобрести яхту, назвал её «Милый друг» — так же, как свой знаменитый роман.

Ги де Мопассан
Ги де Мопассан

И всё это время Мопассан писал. Его литературным наставником стал Гюстав Флобер — друг его матери и рано умершего дяди. Он читал творения юного Мопассана, учил писать и наблюдать, заставлял упорно трудиться: «Нужно, слышите ли, молодой человек, — говорил он, — нужно больше работать. Я начинаю подозревать, что вы порядочный лентяй». И Мопассан работал: по утрам, перед службой, и вечером, записывая сделанные в течение дня наблюдения. Печататься ему Флобер запрещал: ещё рано, не надо начинать свой писательский путь с неудачи.

«Особенно будут растроганы женщины, которые все сочтут себя в большей или меньшей степени Жаннами и найдут здесь свои собственные чувства и переживания». П. Алексис о романе Ги де Мопассана «Жизнь»

В литературу Мопассан вошёл неожиданно, ярко и блистательно. В 1879 г. Эмиль Золя и молодые друзья писателя, в том числе Мопассан, собрались в его доме в Медане. Там им пришла в голову мысль выпустить сборник рассказов к десятилетию Франко-прусской войны, чтобы, как писал Мопассан Флоберу 5 января 1880 г., показать «правдивую картину войны, очищенную от шовинизма... и фальшивого энтузиазма». Каждый дал по рассказу, и 16 апреля 1880 г. сборник «Меданские вечера» увидел свет. Лучшей вещью в нём была мопассановская «Пышка», одна из самых знаменитых новелл писателя.

За «Пышкой» последовало множество других новелл. Мопассан часто пишет о любви. Он восхищается прямотой и смелостью посмертного бунта женщины, робкой и забитой грубым мужем, которая в завещании признаётся в своей любви к другому человеку и оставляет состояние ему и рождённому от него сыну (рассказ «Завещание»), Писатель выступает против ханжеского неприятия любви и заставляет своего героя, аббата Мариньяна, «искренне полагавшего, что постиг Господа Бога», и ненавидевшего женщин, смягчиться и смутиться, созерцая прекрасную лунную ночь, и спросить себя: «Зачем Бог создал всё это? Если ночь предназначена для сна... зачем же она прекраснее дня?». И он находит ответ: «Быть может, Бог создал такие ночи, чтобы покровом неземной чистоты облечь любовь человеческую» («Лунный свет»), Мопассан показывает, что чувства — удел не только «натур утончённых и изысканных»; примером истинной и вечной любви является у него простая нищенка, плетельщица стульев. Всю жизнь она боготворила сына аптекаря, который в детстве милостиво позволял ей отдавать ему свои сбережения, а когда она умерла, возмутился, узнав о её любви, однако принял завещанные ему 2 300 франков («Плетельщица стульев»).

С пониманием и сочувствием повествует Мопассан о том, как жил и умер от голода всеми гонимый нищий. Он пишет сдержанно, и одной финальной иронической фразы: «Какая неожиданность!» — достаточно, чтобы стало ясно отношение автора ко всем тем, кто виновен в этой смерти («Нищий»). Писатель показывает суетность и трагизм погони за богатством и роскошью: героиня рассказа «Ожерелье», изящная и очаровательная госпожа Луазель, имела большой успех на балу в прекрасном бриллиантовом ожерелье своей подруги, но потеряла его и, заменив другим, десять лет тяжелейшим трудом выплачивала долг. И вдруг — неожиданная развязка: бриллианты подруги были фальшивыми.

«И вопросы: зачем, за что погублено это прекрасное существо? Неужели так и должно быть? сами собой возникают в душе читателя и заставляют вдумываться в значение и смысл человеческой жизни». Л. Н. Толстой о романе Ги де Мопассана «Жизнь»

В 1883 г. Мопассан заканчивает свой первый роман — «Жизнь». «Бесхитростной правдой» называет писатель своё произведение. Это история одной жизни, полной надежд и ожидания счастья — в начале, полной разочарования и горечи — в конце. Мы встречаемся с героиней романа Жанной, когда семнадцатилетней девушкой она выходит из монастыря, в котором воспитывалась, «сияющая, полная юных сил и жажды счастья, готовая ко всем радостям, ко всем чудесным случайностям», мечтающая о любви, ждущая встречи с ним. Им оказывается виконт Жюльен де Ламар, мужчина со счастливой наружностью и «обольстительным нежным взором». Жанна выходит замуж, и Мопассан с удивительной чуткостью описывает переживания молодой женщины, её отношения с мужем.

Позже выясняется, что женился он из-за денег (Жанна была значительно богаче), что у них мало общего и что он с первого своего появления в их доме, ещё в качестве жениха, изменяет ей со служанкой Розали. И Жанна понимает, что вышла за него по той лишь причине, по которой даёт себя соблазнить и Розали: он ей «приглянулся». Вся жизнь Жанны — цепь разочарований: в муже, в подруге, тоже оказавшейся его любовницей, даже в матери. У её гроба, разбирая бумаги, героиня вдруг обнаруживает, что тот, «кого барон при каждом упоминании до сих пор звал „мой покойный друг Поль" и чья жена была лучшей подругой баронессы», был любовником матери.

Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж

После смерти Жюльена, убитого в порыве ревности мужем его любовницы, Жанна остаётся с горячо любимым сыном, избалованным тремя «мамами»: Жанной, её отцом-бароном и тётей Лизон. Вырвавшись на свободу, он ведёт довольно беспечную жизнь и быстро проматывает почти всё состояние семьи. Жанна принимает обрушивающиеся на неё испытания и разочарования, не теряя доброты и чистоты сердца, но и не пытаясь что-либо изменить. В конце романа героиня, похоронившая отца и тётю, совершенно одинока, а имение её разорено. И тут возле неё снова появляется Розали (которую после рождения незаконного сына выдали замуж), появляется как старая подруга, чтобы служить ей, уже бесплатно. Именно в уста этой «плотной, румяной, коренастой, крепкой крестьянки» вкладывает автор последнюю фразу романа: «Вот видите, какова она — жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Заканчивается книга началом новой жизни: Жанна берёт к себе новорождённую дочь своего сына.

С особой тщательностью и вниманием описывает Мопассан дом Жанны, их имение Тополя, любимую им и его героиней Нормандию, заботливо вырисовывает каждую деталь: «Внизу справа был вход в огромную гостиную, обтянутую штофными обоями с изображением птиц, порхающих среди листвы. Вся обивка на мебели, вышитая полукрестом, представляла собой иллюстрации к басням Лафонтена, и Жанна затрепетала от радости, увидев свой самый любимый в детстве стул, где изображена была история лисицы и журавля». Однако с не меньшей тонкостью и чуткостью писатель передаёт оттенки чувств, мельчайшие переживания, движения души героини, грустит о её разбитой жизни: «Жанной овладело воспоминание о ночи, проведённой у окна, после её приезда в Тополя. Как это было далеко, как всё переменилось, как обмануло её будущее! Но вот небо стало розовым, радостно, нежно, пленительно розовым. Она смотрела теперь в изумлении, точно на чудо, на это сияющее рождение дня и не могла понять, как возможно, чтобы в мире, где занимаются такие зори, не было ни радости, ни счастья».

«Я знаю, что за мной устанавливается репутация слишком снисходительного судьи и критика — но, либо я ничего не смыслю — либо роман Мопассана из ряда вон выходящее явление, капитальнейшая вещь». И. С. Тургенев

В своём втором романе, «Милый друг» (1885 г.), Мопассан рассказывает историю ловкого авантюриста Дюруа. В начале книги мы видим его с 3 франками 40 су в кармане, которых не хватит и на еду. В конце он становится миллионером, женится на дочери господина Вальтера, одного из богатейших финансистов Парижа, и имеет все шансы стать депутатом и министром. Секрет его успеха — обаятельная внешность, способность нравиться женщинам и... отсутствие обременительных нравственных принципов. Благодаря своему другу Форестье он входит в мир журналистики, и оказывается, что достаточно уметь «лавировать, избегать затруднительных положений, обходить препятствия и при помощи энциклопедического словаря сажать в калошу других», чтобы «сойти за человека сведущего». Первую статью за Дюруа пишет жена Форестье, Мадлена, на которой он и женится после смерти друга. А затем, когда эта женщина станет ненужной, чтобы расстаться с ней, Дюруа не побрезгует ворваться к ней с полицией и уличить в супружеской измене. В конце концов, если человек преуспел в жизни, какая разница, какими средствами он этого добился, — вот на чём основано общественное мнение. «В смысле положения мы нашли бы получше его, но по части ума и по части карьеры — сомневаюсь. У него блестящее будущее», — говорит господин Вальтер, нехотя соглашающийся на брак Дюруа (вернее, новоиспечённого барона Дю Руа де Кантель: дворянство всё-таки необходимо) со своей дочерью. И его очаровательная любовница госпожа Марель, бросившая ему в глаза: «Какой ты ловкий и опасный негодяй!» — в конце романа опять прощает возлюбленного и примиряется с ним.

Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж

Яркими сатирическими красками рисует Мопассан журналистские, правительственные и финансовые круги, по подлости, корысти и лицемерию вполне достойные своего нового уважаемого члена.

«Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы назвать её, только один глагол, чтобы обозначить её действие, и только одно прилагательное, чтобы её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным, никогда не следует прибегать к подделкам, даже удачным, к языковым фокусам, чтобы избежать трудностей» Ги де Мопассан

Как и положено роману со счастливым финалом, «Милый друг» заканчивается свадьбой героя. Но торжествует не любовь к невесте (даже во время венчания перед глазами у него стоит образ любовницы), а любовь к себе, к успеху, богатству, власти: «Он никого не замечал. Он думал только о себе».

Мопассан был связан с натуралистами, и эта творческая близость видна в подробных и тщательных описаниях, во внимании к деталям. Он говорил о себе: «Мои глаза открыты на манер голодного рта, пожирающего землю и небо. Да, у меня ясное и глубокое чувство, что я пожираю мир взглядом». Писатель считал важным развитие наблюдательности, умения увидеть необычное в самых простых вещах: «Тот, кто удивит меня, говоря о булыжнике, стволе дерева, крысе, старом стуле, находится, конечно, на пути к искусству и будет способен позднее к работе над большими темами». И сам он способен удивить нас: «Огромный шар солнца потихоньку опускался к горизонту, к Африке, к незримой Африке, и жар её раскалённой почвы уже, казалось, был ощутим; однако, когда солнце скрылось совсем, даже не ветерок, а лёгкое свежее дуновение лаской овеяло лица». Но Мопассана нельзя назвать бесстрастным художником, спокойно и безразлично описывающим то, что видит. И хотя он старательно скрывал собственные переживания, а также всё, что касалось его внутреннего мира и личной жизни (даже свой портрет не позволял печатать), внимательный читатель узнаёт сердце Мопассана в сочувственных описаниях переживаний его героев, в тонкой иронии, за которой скрывается негодование, возмущение подлостью и лицемерием.

«У меня бедное, гордое и стыдливое человеческое сердце, то старое человеческое сердце, над которым смеются... Меня, без сомнения, считают одним из наиболее равнодушных людей на свете. Я же скептик, что не одно и то же, скептик, потому что у меня хорошие глаза. Мои глаза говорят сердцу: спрячься, старое, ты смешно! И сердце прячется» Ги де Мопассан

«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния», — сказал о себе Мопассан. И действительно, всё его огромное литературное наследие: 6 романов («Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть» и «Наше сердце»), 16 сборников новелл, том стихов, 3 книги путевых очерков и множество газетных материалов — было создано только за одно десятилетие, в 80-х гг. XIX в.

Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг». Издание 1885 г. Париж

Финал жизни писателя трагичен: после тяжёлой болезни, почти разрушившей его личность, он умер в 1893 г. в психиатрической лечебнице. «Я потому пишу, что понимаю всё существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю», — признавался Мопассан в лирическом дневнике «На воде». Читая его произведения, мы тоже учимся понимать действительность и сострадать ей.




Поделиться ссылкой