Грэм Грин (1904—1991)

Многие критики сходятся во мнении: Грэм Грин именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам». Известно, что сам он делил свои произведения на «серьёзные» и «развлекательные», но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.

Грэм Грин
Грэм Грин

За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма. Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола — будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости — оставалась непреходящей. Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф, реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.

Грэм Грин родился в Берхэмстэде, графство Хартфордшир, в многодетной семье директора местной мужской школы. Мать будущего беллетриста приходилась двоюродной сестрой известному писателю Р. Л. Стивенсону. Замкнутый, нелюдимый подросток с детства любил мечтать, устремляясь душой на поиски «острова сокровищ» или «копей царя Соломона». Учась в Оксфордском университете, он впервые попробовал силы в поэзии, затем увлёкся журналистикой, которая пробудила интерес Грина к текущей политике. На протяжении четырёх лет молодой писатель занимал пост помощника редактора в солидной газете «Таймс».

Кадр из телефильма «Сила и слава» по одноимённому роману Г. Грина. Режиссёр М. Дэниелс. 1961 г.
Кадр из телефильма «Сила и слава» по одноимённому роману Г. Грина. Режиссёр М. Дэниелс. 1961 г.

Во время Второй мировой войны Грин служил в британской контрразведке, и это обстоятельство, безусловно, наложило отпечаток на его творчество.

Основной пружиной действия в произведениях писателя является бегство и преследование (нередко — в сочетании с мотивом «внутреннего преследования», душевного разлада). При этом герой-одиночка беззащитен, по-своему привлекателен и лишён героического начала; преследующие его люди не вызывают симпатий, но, как правило, владеют ситуацией. Социально-политическая характеристика тех и других не имеет особого значения. В роли беглеца может оказаться венгерский революционер (роман «Экспресс в Стамбул», 1932 г.), священник в Мексике (роман «Сила и слава», 1940 г.) или владелец гостиницы на Гаити (роман «Комедианты», 1966 г.). А в качестве преследователей выступают представители фашистского режима, революционной власти или тайной полиции. Моральный облик персонажа чаще всего не зависит от его идейных принципов. Зато всегда важен «человеческий фактор», «человек внутри»; писателю любопытны психологические мотивы его поведения, интересно, «что есть человеческого в тех характерах, в которых человечность наименее очевидна на поверхности» (таков, например, псевдомайор Джонс в «Комедиантах» или никчёмный алкоголик Чарли Фортнум в романе «Почётный консул», 1973 г.).

М. Поголотти. Кубинский пейзаж. 1958 г.
М. Поголотти. Кубинский пейзаж. 1958 г.

На своём веку Грин повидал немало, судьба забрасывала его в самые отдалённые уголки земного шара, и потому действие его романов разворачивается в Мексике, Испании, на Кубе, Гаити, в Конго, Парагвае, во Вьетнаме. Автор, как правило, выбирает непростые моменты в истории этих стран. В романе «Тихий американец» (1955 г.) Грин воссоздаёт картину национально-освободительного движения во Вьетнаме, возглавляемого коммунистами. События романа «Наш человек в Гаване» (1958 г.) происходят на Кубе в период правления диктатора Батисты, накануне революции.

Несмотря на разнообразие, места, где разворачиваются события большинства произведений Грина, имеют много общего. Не случайно в критике утвердился термин «гринлэнд» («гринландия») — условная экзотическая страна, находящаяся под пятой диктатора, средоточие ужасов и жестокости. Именно на таком «художественном полигоне» идёт проверка героев Грина, нередко вырванных из привычных условий западноевропейской цивилизации.

Кадр из фильма «Третий человек» по сценарию Г. Грина. Режиссёр К. Рид. 1964 г.
Кадр из фильма «Третий человек» по сценарию Г. Грина. Режиссёр К. Рид. 1964 г.

Действие романа «Комедианты» разворачивается на Гаити, в стране, где вершит произвол тайная полиция (тонтон-макуты), где «только кошмары и реальны». Фамилии персонажей самые распространённые — Смит, Джонс и Браун. Это и конкретные личности, и актёры, играющие роль в спектакле, где в качестве режиссёра выступает сама жизнь, и три универсальных типа человеческой натуры: идеалист, циник и стоик.

Смит, некогда баллотировавшийся в президенты США, мечтает преобразовать мир с помощью диеты. Окружающую действительность этот социальный алхимик воспринимает сквозь розовые очки. Пусть где-то свирепствуют тонтон-макуты, тысячи людей живут без крова и голодают — перспективы всё же отрадны, если человек будет потреблять в пищу ореховые котлетки, тем самым выводя из организма кислоты и освобождая место для совести.

«Я не стою за пропаганду каких-либо идей. Пропаганда предназначена для того, чтобы вызвать сочувствие к одной стороне... Задача же писателя — выразить сочувствие любому человеческому существу». Г. Грин

Называющий себя майором авантюрист Джонс, не имея никаких морально-политических убеждений, оказывается то в рядах тайной полиции, то на стороне партизан. Это актёр без природного амплуа; какую сегодня играть роль — ему безразлично. Правда, как все лицедеи, мечтает он о роли героической и, когда такая возможность представляется, исполняет её настолько вдохновенно, что все вокруг верят ему.

Главный герой романа, грустный комедиант, рассказчик Браун убеждён в том, что жизнь — это игра во дворце его величества Случая. Воспитанник иезуитского колледжа, не знающий ни отца, ни отечества, он ощущает себя актёром в комедии мирового абсурда. Ему приходится выступать в чуждой его естеству роли владельца полуразвалившейся гостиницы на краю света. В отличие от суетливого, неунывающего Джонса, Браун — пассивный созерцатель собственной судьбы. Однако в жизни, считает автор, невозможно быть только вялым актёром, устранившимся от всего, что за кулисами театра. Человеческое начало берёт своё. Браун неожиданно для самого себя привязался к «убогой стране террора» — Гаити, к искалеченному тонтонами слуге Жозефу и даже вступил в конфликт с тайной полицией.

«Сострадание — чувство, объединяющее равных: несчастного с несчастным, соучастника с соучастником, Они равны перед лицом трагедии», Г. Грин

В романах Грина сквозит грустная ирония, но их нельзя назвать пессимистичными. Ведь пессимизм, по словам писателя, есть «сомнительная привилегия постороннего, в кармане которого оплаченный обратный билет». В этом отношении прозаик отличается от своего героя из повести «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой» (1980 г.), открывшего для себя лишь негативные истины и приобретшего «обратный билет» в небытие.

Грэм Грин уподоблял хорошую книгу бутылке с запиской, брошенной в море. Море — это сообщество людей, записка в бутылке — сокровенный смысл, истина, рассчитанная на индивидуальное восприятие, «великая тайна вещей и счастья».




Поделиться ссылкой