Теннесси Уильямс (1911—1983)

Творчество Теннесси Уильямса (настоящее имя Томас Ланир) — своеобразный узел, стягивающий все нити довоенной и послевоенной драматургии США. Поиски вечной красоты, одухотворённый лиризм парадоксальным образом уживаются в его пьесах с интересом к тёмным проявлениям психики, «чуланам, подвалам и чердакам человеческих поступков и переживаний». Драматурга относили к модернистам, сюрреалистам, «символическим реалистам». Сам же Уильямс называл себя «старомодным романтиком».

Теннесси Уильямс
Теннесси Уильямс

Театральный дебют Уильямса состоялся в 1944 г. в Чикаго, где была поставлена его пьеса «Стеклянный зверинец». По жанру это камерная семейная драма, сродни чеховской.

В пьесах русского драматурга американца привлекали отсутствие внешних событий, что-либо принципиально меняющих в окружающем мире, поэтическая атмосфера, обволакивающая действие. Чехов близок Уильямсу и своей концепцией героя. Его любимые персонажи не вступают в открытое столкновение с теснящими их обстоятельствами. Именно через беспомощность героев проявляется их внутренняя красота — качество, которое Мэгги из пьесы «Кошка на раскалённой крыше» (1955 г.) определит как «очарование побеждённого».

Сцена из спектакля по пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец». Нью-Йорк. 1946 г.
Сцена из спектакля по пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец». Нью-Йорк. 1946 г.

В жизни семьи Уингфилдов выделен один эпизод: неудачная попытка матери, Аманды, выдать замуж дочь Лауру. Ситуация осложняется тем, что девушка страдает комплексом неполноценности: одна нога у неё чуть-чуть короче другой. Со стороны это совсем незаметно, и всё-таки Лаура не может находиться среди людей и даже посещать курсы стенографисток. Она ищет утешение в музыке, в стеклянных зверушках, стоящих у неё дома на этажерке. Аманда и её сын Том хотят как-то «пристроить» Лауру. Но предполагаемый жених оказывается помолвленным с другой. Лаура в отчаянии, Тому же всё надоедает, и он куда-то пропадает, как когда-то пропал его отец.

Атмосфера пьесы важнее её фабулы. То смолкает, то вновь возникает сквозная мелодия, эмоционально подчёркивающая соответствующие эпизоды, — как бы в отдалении звучит «самая весёлая, самая нежная и, пожалуй, самая грустная мелодия на свете». Лаура — не просто застенчивая девушка-полуинвалид, а ещё и «голубая роза» — символ красоты, духовности. Духовность же в произведениях Уильямса всегда уязвима. Уже в первых его пьесах мотив жертвенности беззащитных, чистых натур связывается с мыслью о неизбежности гибели добра и красоты.

Ку-клукс-клан — тайная расистская организация в США

В монологах Тома (который заодно играет роль «ведущего», выстраивающего сюжет как цепочку воспоминаний) намечен и более широкий план: в Испании пылает гражданская война, в США — волнения рабочих; мир готовится к воздушным бомбардировкам. Земной шар, в сущности, тоже нечто хрупкое. Он, как и человек, подвластен разрушению.

В 1957 г. Уильямс пишет пьесу «Орфей спускается в ад». Вся она строится на совмещении античного мифа об Орфее и Эвридике и библейской истории Спасителя с жизненным материалом американской действительности. Ад здесь и символ, и реальный американский Юг. Вечное мифологическое время наполняется дыханием 50-х гг., с их всеобщей подозрительностью и нередко жестокостью.

Кадр из фильма «Кошка на раскалённой крыше» по пьесе Т. Уильямса. Режиссёр Р. Брукс. 1958 г.
Кадр из фильма «Кошка на раскалённой крыше» по пьесе Т. Уильямса. Режиссёр Р. Брукс. 1958 г.

В одном из городков штата Миссисипи герой пьесы, странствующий певец и музыкант Вэл Сэйвьер (его фамилия переводится как Спаситель), находит свою Эвридику — Лэйди (Богородица), жену главаря местных куклуксклановцев Джейба Торренса. Именно Торренс уничтожил в своё время виноградник отца Лэйди, сжёг дом вместе с его хозяином, во время сухого закона продававшим спиртное неграм. Теперь он — владелец магазина, который Лэйди, всей душой ненавидящая мужа, намеревается переделать: пристроить кондитерскую, чтобы та напоминала ей о винограднике отца.

Лэйди встречается с Вэлом, зачинает от него ребёнка, но вскоре погибает, заслонив любимого от пули Джейба Торренса. Самого героя пытают паяльной лампой. Ад Уильямса перестаёт быть иносказанием: «Темноту прорезает вспышка синего пламени... Возбуждённо-свирепые выкрики мужчин сливаются с яростным гудением; склонившиеся над огнём, освещённые его бешеной синей струёй, их физиономии кажутся лицами демонов».

Афиши спектаклей по пьесам Т. Уильямса «Татуированная роза» и «Лето и дым»
Афиши спектаклей по пьесам Т. Уильямса «Татуированная роза» и «Лето и дым»

Романтический план пьесы наполнен выразительными символами: гитара Вэла — это символ спасения и очищения через искусство; неожиданно зацветшая смоковница, о которой упоминает Лэйди, олицетворяет возрождение; птица без лапок из рассказа Вэла — свободу, вечный полёт, прервать который может только смерть. Стук палки Джейба напоминает о непреклонном роке, а исполняемая Вэлом баллада о райских травах утверждает победу любви, поэзии и красоты.

Смерть Вэла является как бы залогом новой жизни. Его куртка из змеиной кожи остаётся у Кэрол Катрир — своего рода Кассандры, предвещающей несчастье, но бессильной его предотвратить. Куртку передаёт ей дядюшка Плезент. Три раза по ходу пьесы появляется этот старый негр-колдун, будто какими-то незримыми нитями связанный с героем. Издаваемый колдуном боевой клич индейцев чокто, да и сам его вид нагоняют на окружающих ужас. Вэл впервые предстаёт перед зрителями, «словно вызванный этим кличем... В красоте его есть что-то дикое, сродни этому кличу». Тут кстати вспомнить эпиграф к пьесе, взятый Уильямсом из письма Августа Стриндберга Полю Гогену: «Я тоже начинаю ощущать неодолимую потребность стать дикарём и сотворить новый мир».

В жестокий и несправедливый мир должны, по Уильямсу, прийти романтические «дикари», люди «непокорные и дикие», но красивые и страстные, готовые спасти этот мир искусством и любовью.




Поделиться ссылкой