В 11 лет юный Жюль Верн тайно от родителей нанялся юнгой на шхуну, отправлявшуюся в Индию, однако всего через несколько часов был возвращён домой. Позже ему всё- таки доведётся побывать в далёком плавании, а герои его многочисленных книг не только путешествуют по морю и по суше, но и отправляются к центру Земли и даже летят к Луне.
Сдав в 1849 г. в Париже экзамен на лиценциата прав, Жюль Верн отказался идти по стопам отца, нантского адвоката, и, оставшись в Париже, вёл полуголодное существование начинающего литератора. В 1850 г.
Александр Дюма-отец поставил в своём Историческом театре комедию Верна «Сломанные соломинки», выдержавшую 12 представлений. Чуть позже Верн познакомился с известным путешественником Жаком Араго и с увлечением слушал его рассказы о далёких странах. А с 1853 г. он с головой погрузился в изучение достижений в разных областях знания, особенно в географии, физике и математике, накопив в итоге почти 20 000 карточек с записями.
В 1854 г. в журнале «Мюзе» была напечатана новелла Верна «Мастер Захариус, или Часовщик, погубивший свою душу», — история гибели часового мастера, возомнившего, что, овладев тайной действия часового механизма, может сделать себя бессмертным. Верн говорит о том, что человеческий разум не в состоянии постичь высшие, божественные истины, а научное открытие может быть использовано как во имя добра, так и во имя зла.
Именно учёный стал героем первого романа Верна «Пять недель на воздушном шаре», напечатанного в 1862 г. в «Журнале воспитания и развлечения». Бесстрашный исследователь доктор Фергюссон организует экспедицию на воздушном шаре собственной конструкции с целью уточнения картографических данных. Вылетев из Занзибара, Фергюссон и его спутники, Кеннеди и Джо, после многочисленных приключений достигают Сенегала. Этот роман имел невероятный успех и открыл огромную серию романов Верна под названием «Необыкновенные путешествия», где в приключенческий сюжет вплетается множество научных (или научно-фантастических) сведений. В сущности, это было рождение нового жанра. Жюль Верн заключил достаточно выгодный по тому времени договор с издателем, обязавшись писать по три тома в год, — теперь он мог полностью посвятить себя писательскому труду.
«Путешествие к центру Земли» (18б4 г.) относится фактически уже к жанру фантастики. Проходя через сложные испытания, путешественники видят прошлое нашей планеты и её обитателей. Романы «С Земли на Луну» (1865 г.) и «Вокруг Луны» (1870 г.) описывают космическое путешествие в полом артиллерийском снаряде, выпущенном из огромной пушки. (Жан Жюль-Верн, родственник писателя и исследователь его творчества, высказал мнение, что таким образом Жюль Верн пытался пропагандировать проект мирного использования артиллерии.)
В основе фабулы самого знаменитого романа Верна — «Дети капитана Гранта» (1867—1868 гг.) лежит географическая загадка: отправившиеся спасать капитана Гранта располагают только полуразмытой запиской со сведениями о географической широте кораблекрушения, долгота же неизвестна. В поисках пропавших спасатели проходят через Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, подвергаясь многочисленным опасностям и с честью выходя из самых трудных положений. Один из наиболее примечательных персонажей романа — географ Паганель: «Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой... Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было отталкивающего выражения, присущего чопорным людям... Непринуждённость, лёгкая бесцеремонность... всё говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее». Именно Жюль Верн утвердил в литературе тип учёного-чудака, рассеянного, комичного, но доброго и отважного человека; в романе «Пятнадцатилетний капитан» есть подобный герой — кузен Бенедикт.
Роман «Дети капитана Гранта» принято считать первым в трилогии, в которую входят также «Двадцать тысяч лье под водой» (1870 г.) и «Таинственный остров» (1875 г.). В первом и третьем романах действуют бывший боцман на судне капитана Гранта Айртон — сначала бандит, а потом честный человек — и сын капитана Гранта, Роберт. Капитан Немо — главный герой романа «Двадцать тысяч лье под водой» — решил уйти из жестокого и несправедливого мира людей в «неподвластный деспотам» мир моря, для чего построил невиданную по своим техническим возможностям подводную лодку «Наутилус». В «Таинственном острове» он появляется как страдающий от одиночества умирающий человек, жизненный путь которого пересёкся с путём главных героев романа. Капитан Немо ненавидит и презирает человечество, но готов рискнуть собственной жизнью ради спасения простого ловца жемчуга. Весь мир он делит на угнетателей и угнетённых, себя причисляя к последним. Но временами его «месть угнетателям» обходится слишком дорогой ценой. Потопив английский военный корабль, Немо восклицает: «Боже мой! Довольно! Довольно!».
В романе «Таинственный остров» Верн соединил элементы романа-утопии и робинзонады. Люди, которые оказались на необитаемом острове, не имея поначалу под руками ничего, но применяя знания по химии, физике, математике, географии, геологии и инженерному делу, постепенно превращают его в весьма комфортабельное место. Руководимые инженером Сайресом Смитом, они строят мини-общество, основанное на дружбе, трудолюбии и вере в технический прогресс. Даже покинув остров, колонисты не расстаются — они основывают новую колонию в штате Айова.
Второй по популярности роман Верна — «Пятнадцатилетний капитан» (1878 г.) — несёт в себе черты романа воспитания. В представлении писателя капитан — это человек не только волевой, знающий, умелый и не теряющийся в критических ситуациях, но и «дерзающий». Капитаном может быть и учёный, как, например, капитан Немо или Сайрес Смит. Главный герой романа, юнга Дик Сэнд, в силу трагических обстоятельств вынужден был принять на себя обязанности капитана шхуны. Несмотря на юный возраст и малый опыт, он быстро становится настоящим капитаном, выходя победителем из всех трудных и опасных положений, в которые он попадает из-за предательства и козней негодяев. Верн пишет об этом так «Дерзающим, а не просто смелым почти всегда улыбается судьба. Смелый может иной раз действовать необдуманно. Дерзающий сначала думает, затем действует. В этом тонкое различие. Дик Сэнд был ,,audens" — дерзающий». Героем этого типа является и Роберт Грант, в юном возрасте принявший участие в трудной экспедиции по спасению своего отца. Возмужавший в ходе опасных приключений, в романе «Таинственный остров» он предстаёт уже капитаном судна.
«В его произведениях речь почти всегда идёт о вполне осуществимых изобретениях и открытиях, и в некоторых случаях он замечательно предвосхитил действительность. Его романы вызвали практический интерес: он верил, что описанное им будет изобретено. Он помогал своему читателю освоиться с будущим изобретением и понять, какие оно будет иметь последствия — забавные, волнующие или вредные». Г. Уэллс о Ж. Верне. Предисловие к сборнику «Семь знаменитых романов». 1934 г.
В поздних романах Верн в основном пытается ответить на вопрос, насколько человек способен достойным образом использовать научные достижения. Так, средство, делающее человека невидимкой, попав в руки негодяя, приносит исключительно беды и страдания («Тайна Вильгельма Шторица», опубликован посмертно, в 19Ю г.). Изобретатель летательного аппарата опасается, что его детище будет использовано в военных целях, и скрывает его секрет («Робур-завоеватель», 1885 г.). Однако в романе «Властелин мира» (1904 г.) этот же учёный предстаёт обезумевшим гением, который желает с помощью изобретённой им новой машины достичь личного могущества и гибнет вместе с ней. Сходный тип учёного изображён и в романе «Флаг родины» (1896 г.). В романе «В погоне за метеором» (опубликован посмертно, в 1908 г.) выведен чудаковатый учёный, занятый лишь своими научными исследованиями и не замечающий, что работает для обогащения банкира. В последнем романе — «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (опубликованном посмертно, в 1910 г.) — Верн показал трагедию обманутого учёного-изобретателя, своим талантом обеспечившего могущество властолюбивому бандиту. Прозрев, учёный разрушает созданный им город бандитов Блекланд.
До конца жизни Жюль Верн продолжал работать над романами, в которых описывал конструкции всевозможных машин и механизмов и даже целые города и острова, придавая им техническое совершенство, далеко опережавшее его время. Разработанный Верном жанр «необыкновенного путешествия» позволил выразительно передать пафос современной ему эпохи — увлечение перспективами научно-технического прогресса и торжество человека над природой. Писатель хорошо понимал, что любое научное открытие можно обратить во вред человечеству. Но несмотря на это, продолжал высоко ценить науку и её возможности, считая, что она может сделать людей счастливыми.