Александр Дюма (1802—1870)

Он писал десятки томов в год, и сама жизнь его напоминала роман: путешествия, множество друзей, приключения и любовные увлечения. Он обожал независимость, силу и веселье и верил во всемогущество и справедливость случая — как в отношении собственной жизни, так и в отношении истории. Описывая войны, восстания, государственные перевороты, Дюма весьма вольно обращался с историческим материалом, но благодаря ему историю Франции представляют себе даже те, кто никогда бы не стал изучать её по учебникам.

Александр Дюма
Александр Дюма

Александр Дюма, французский писатель, прославившийся как автор авантюрно-исторических романов, родился и провёл первые двадцать лет жизни в местечке Виллье-Котре, недалеко от Парижа. Он вырос среди девственных лесов, предназначенных для королевской охоты, и не получил даже среднего образования. От отца Дюма унаследовал атлетическое сложение, а также жизнерадостность и великодушие — этими качествами писатель впоследствии наделял своих любимых героев.

Зарабатывая на жизнь в конторе нотариуса, Дюма мечтал о карьере драматурга и двадцати лет от роду почти без денег прибыл в Париж. За билет ему платить не пришлось — он выиграл его на бильярде у содержателя омнибуса. По рекомендации известного либерального политика генерала Фуа, помнившего его отца, он получил место писца в личной канцелярии герцога Орлеанского, будущего короля Луи Филиппа. В Париже Дюма быстро добился успеха на поприще драматургии.

Иллюстрация к роману А. Дюма «Три мушкетёра». Издание 1851 г. Париж
Иллюстрация к роману А. Дюма «Три мушкетёра». Издание 1851 г. Париж

С середины 30-х гг. Дюма начал сочинять многотомные исторические произведения в жанре романа-фельетона. Они печатались из номера в номер в газетах и немало способствовали увеличению их тиражей. Благодаря редкостной изобретательности в построении сюжета и умению убедительно воссоздать изображаемую эпоху писатель быстро становится признанным и непревзойдённым мастером этого жанра.

Однако старую Францию «плаща и кинжала» Дюма наполняет и дыханием своего времени. Писатель жил в эпоху, когда история творилась на глазах людей и при их непосредственном участии. В такие периоды особенно очевидно, что у сильных мира сего те же страсти, что и у простых смертных. Скрупулёзно изучая мемуары, хроники, гравюры прошедших времён, Дюма создавал увлекательные романы-сказки, вводя в них предприимчивых романтических героев. Лучшие из них отважны, великодушны, умны и веселы, они стойко сопротивляются превратностям судьбы, и удача улыбается тому, кто поступает по законам чести. А если герой через эти законы переступает, его ждут неприятности и даже гибель.

Фронда (от фр. fronde — «праща») — движение против королевской власти во Франции в 1648—1653 гг.

Первый исторический роман Дюма — «Изабелла Баварская», — повествующий о событиях Столетней войны 1337—1453 гг., вышел в 1835 г., а в 40-х гг. один за другим появляются его наиболее популярные романы. Самый знаменитый из них — «Три мушкетёра» (1844 г.), первая книга трилогии о временах царствования Людовика XIII, последующего регентства и начала царствования Людовика XIV. Герои трилогии — четыре ярких типажа, олицетворяющих кипучую энергию (д’Артаньян), аристократическую меланхолию (Атос), силу, не лишённую тщеславия (Портос), галантность, изысканность и элегантность (Арамис).

Именно в романе «Три мушкетёра», относящемся к периоду правления кардинала Ришелье и осады королевскими войсками гугенотской крепости Ла-Рошель, Дюма наиболее ярко опоэтизировал уходящую аристократическую Францию и её героев. Действие второй книги трилогии, «Двадцать лет спустя» (1845 г.), разворачивается на фоне событий Фронды, а третья, «Виконт де Бражелон» (1850 г.), — повествует о разрыве молодого Людовика XIV с Марией Манчини, его любви к Луизе де Лавальер, смерти кардинала Мазарини и опале министра финансов Фуке.

Основными историческими источниками для второй трилогии Дюма послужили «Журналы правления Генриха III и Генриха IV» Пьера де л’Этуаля

Работая над трилогией, Дюма использовал исторические документы и мемуары, как вымышленные — изданные в начале XVIII в. «Мемуары господина д’Артаньяна, написанные лейтенантом первой роты королевских мушкетёров», настоящим автором которых был Тасьен де Куртиль, так и подлинные — «Мемуары госпожи де Лафайет». Именно в последних мельком встречается некий виконт де Бражелон. В сущности, трилогия представляет собой историю жизни д’Артаньяна, прошедшего долгий и трудный путь от простого гвардейца до маршала Франции, оставаясь при этом верным дружбе юности и человеком чести.

Второй по популярности роман Дюма — «Граф Монте-Кристо» (1844 г.) — охватывает современный писателю период с 1814 по 1830 г., т. е. от начала Реставрации до Июльской революции. Это увлекательная романтическая история о благородном мстителе, неумолимо направляющем руку судьбы.

Знаменитая трилогия «Королева Марго» (1845 г.), «Графиня де Монсоро» (1846 г.) и «Сорок пять» (1848 г.) относится к периоду «войны трёх Генрихов» в XVI в. (Генриха III, вначале — Генриха Анжуйского; Генриха Наваррского, будущего Генриха IV; герцога Лотарингского Генриха де Гиза).

В «Королеве Марго» описывается борьба Екатерины Медичи и Генриха Наваррского. Герои второго романа — «образец благородства» Луи де Клермон Бюсси д’Амбуаз и его возлюбленная Диана де Монсоро, которая в третьем романе на фоне интриг высшей знати мстит герцогу Анжуйскому за смерть любимого. Трилогия выглядит недописанной эпопеей о борьбе Генриха Наваррского за французский престол. В характере этой исторической личности Дюма видит черты, свойственные его излюбленным героям: проницательность, находчивость, выдержку, зоркий глаз и твёрдую руку. Буржуазно-демократическая революция 1848 г. подорвала материальное положение жившего на широкую ногу Дюма. Попытка политической карьеры не удалась, недолго просуществовав, закрылся принадлежавший ему Исторический театр, а в 1852 г. Дюма был объявлен несостоятельным должником. Он по-прежнему много пишет, но его герои начинают терять наивно-жизнерадостный характер, действия их во многом определяются роковыми обстоятельствами. Типичный тому пример — роман «Ущелье дьявола», в котором невинные члены семьи знатного и богатого дворянина попадают под демоническую власть его непризнанного сына. В 1858—1859 гг. Дюма предпринимает путешествие в Россию, описанное в книгах «Путевые впечатления в России» и «Путевые впечатления на Кавказе». В них много ошибок, но они пронизаны симпатией к России. Последний его труд — «Большой кулинарный словарь», изобилующий анекдотами о великих кулинарах и чревоугодниках.

Полное собрание сочинений Дюма включает в себя 277 томов. Такая необыкновенная плодовитость во многом объясняется тем, что при подготовке своих книг для написания черновиков он использовал помощников. Из полученных от них текстов Дюма делал единое целое, придавая живость сюжету и языку и увеличивая объём. Он переписывал диалоги и концы глав, вводил новых героев, вкладывая в переделку единственно важное: огромное дарование и счастливый склад души. Это позволило писателю уловить не зависящие от времени законы жизни, которым подчиняются герои его многочисленных произведений. Именно поэтому в любой стране читают и будут читать книги Дюма, и мало найдётся писателей, более известных миру.




Поделиться ссылкой