Как мы торгуем на международном рынке?

Улучшенный транспорт и Интернет предоставили глобальной торговле беспрецедентные возможности.

Может быть, сложно понять, хорошо ли покупать товары, произведенные в родной стране, или лучше ориентироваться на весь мировой рынок. Интуиция подсказывает, что покупка отечественных товаров идет на пользу нашей национальной экономике, но это не настолько линейный процесс. Международная торговля развивается не просто так, и она способна помочь максимизировать мировую производительность.

Свободная и не очень свободная торговля

Существует два подхода к международной торговле: свободная торговля и протекционистская политика. Свободная торговля — это торговля между странами без ограничений, т. е. без тарифов и барьеров. Противоположностью является протекционистская политика, стремящаяся защитить отечественное производство, запрещая импорт, облагая его более высокими налогами или ограничивая его системой квот. У обоих подходов имеются как преимущества, так и недостатки.

Если одна страна преуспевает в дешевом производстве чего-либо, то в условиях свободной торговли она сможет наводнить другие рынки, вытеснив местное производство данного товара. Это хорошо для покупателей, которые могут покупать товар дешевле, но плохо для местных производителей, которые могут потерять бизнес. С другой стороны, на защищенном рынке покупатели оказываются покинутыми на милость производителей, которым и стараться не нужно: они могут продавать низкокачественный товар по высокой цене, а отсутствие конкуренции означает, что у покупателей нет доступа к более качественным и / или дешевым альтернативам.

Торговля и выбор

Самым очевидным преимуществом международной торговли является то, что она предоставляет потребителям более широкий выбор. Ни в одной стране нет ресурсов и условий, чтобы производить все. Торговля позволяет нам покупать фрукты и овощи, которые не произрастают в нашем климате, и делать вещи из металлов, залежей которых нет в нашей земле. Без международной торговли скандинавы никогда не попробовали бы манго, никто в Британии не пил бы чай, а американцы не носили бы шелковые платки.

Кто и в чем силен?

Меркантилистская экономика стала развиваться, когда люди избрали себе тот или иной вид деятельности, перестав пытаться производить все, что лично им нужно для жизни (для поддержания существования), и разделение труда привело к повышению производительности. Имеются весомые основания для того, чтобы способствовать специализации и на мировом рынке.

Скажем, одна страна (Италия, например) успешно выращивает оливки, а другая (допустим, Афганистан) успешно разводит коз. Представим — ради чистоты дискуссии, — что имеются идеальные торговые условия, при которых ни Италия, ни Афганистан не вкладывают свои ресурсы в другое производство; что дело не усложняется издержками на транспортировку и хранение; что в обеих странах существуют развитые рынки как для оливок, так и для коз.

В настоящее время обе страны пытаются удовлетворить свои рынки коз и оливок. Они производят:

Таблица

Если Италия, которая особенно успешна в производстве оливок, откажется от разведения коз и сосредоточится на оливках, она сможет повысить производство. Аналогично, если Афганистан откажется от выращивания оливок и сосредоточится на козах, то получит серьезный прирост поголовья.

Таблица

(Эти цифры являются вымышленными: пожалуйста, не продавайте свое оливковое / козье хозяйство ради моделируемой прибыли!)

В целом, производство как коз, так и оливок выросло, поскольку фермеры каждой страны сосредоточились на том, что умеют делать лучше всего и к чему лучше приспособлена их земля. Их сельскохозяйственная деятельность становится более эффективной и производительной. В Италии у производителей оливок преимущество — абсолютное преимущество, — поскольку они делают это лучше. А в Афганистане абсолютное преимущество у разводчиков коз: ввиду их опыта. Две страны могут торговать, разделяя пользу от улучшенного производства. Жители как Италии, так и Афганистана получают больше оливок и коз, а если их становится слишком много, могут торговать с кем-нибудь еще, кто успешно производит что-то другое.

Козленок

Кто и в чем не так уж слаб?

Последний пример имеет смысл, если одна страна успешно производит один товар, а другая — какой-то другой. Но как быть, если одна страна успешнее своего торгового партнера во всем? Рассмотрим еще две страны: Боливию и Бразилию. Обе производят только кофе и какао, но предположим, что и в том и в другом Бразилия успешнее, чем Боливия.

Таблица

Мы можем отобразить потенциал каждой страны по производству какао и кофе посредством кривой предельных производственных возможностей. Точки A, B и С показывают, как Бразилия может распределить свои ресурсами между двумя продуктами.

График

Бразилия могла бы производить значительно больше кофе, но только если не будет производить какао, т. е. у нее гипотетические издержки в какао (см. стр. 9). Бразилия производит кофе в два раза эффективнее, чем какао: придется отказаться от производства двух тонн кофе, чтобы произвести тонну какао. У Бразилии сравнительное преимущество в производстве кофе. Если допустить, что прибыль за тонну одинакова для кофе и какао, Бразилии куда выгоднее сосредоточиться на кофе, который она может производить более эффективно, и покупать у Боливии какао. У Боливии сравнительное преимущество в производстве какао. Хотя производство какао не настолько эффективно в Боливии, как в Бразилии, оно менее неэффективно. Боливия менее слаба в производстве какао, поэтому должна сосредоточиться на нем.

График

Если Бразилия откажется от производства какао, а Боливия — от производства кофе, их производительность будет выглядеть так:

таблица

Это хорошие новости для любителей кофе, но ужасные для любителей шоколада, поскольку появляется значительно больше кофе и значительно меньше шоколада, чем ранее. Лучшее решение — если Боливия откажется от производства кофе, а Бразилия продолжит производить небольшое количество какао, чтобы предложение соответствовало спросу. Тогда результат будет таким:

Таблица

Если жители Боливии поддадутся кампании «покупай боливийское», нацеленной на повышение спроса на боливийский кофе, то экономическая ситуация в Боливии ухудшится, а не улучшится, поскольку фермерам придется выращивать культуру, с которой они не слишком успешно обращаются.

По какой цене?

Чтобы торговать, две страны должны установить ставку, по которой будут обмениваться кофе и какао (или оливками и козами). Очевидно, ни одна из стран не захочет платить за товары столько, сколько стоило бы их отечественное производство, иначе не было бы смысла стараться торговать и перевозить коз или кофе через границу. В Бразилии одна тонна кофе «стоит» полтонны какао (гипотетические издержки), что можно записать так:

1 кофе = 1/2 какао.

Поскольку Боливия может производить три тонны какао против каждой тонны кофе, это эквивалентно следующему:

1 кофе = 3 какао.

Две страны захотят установить условия, при которых каждой будет выгоднее торговать, чем просто терпеть гипотетические издержки для получения необходимого кофе / какао. Им придется зафиксировать обменную ставку где-то между половиной тонны и тремя тоннами кофе за каждую тонну какао. В этом случае 1 кофе = 1 какао устроит обоих, но Боливия окажется в более выгодном положении. Они могут договориться о:

1 кофе = 1 3/4 какао,

потому что это средняя точка между 1/2 и 3.

Глобальная конкуренция

Для того чтобы страна была конкурентоспособной на международной арене, у нее должно быть, по крайней мере, сравнительное, если не абсолютное, преимущество на нескольких рынках, чтобы она могла продвигать свои торговые модели. Например, стране дают преимущество ее природные ресурсы: у Кувейта — запасы нефти; у Сицилии — климат, подходящий для выращивания лимонов; Исландия окружена богатым рыбой морем. Естественные преимущества могут со временем перестать быть таковыми: открываются новые ресурсы, а старые сходят со сцены; меняется климат. Иногда вещи обесцениваются: например, обесценилось гуано, когда появились значительно более дешевые и эффективные удобрения. Страна может получить сравнительное преимущество, развивая свои человеческие ресурсы посредством образования и иного обучения, а также инвестируя в рынок, который хочет построить.

Лимоны

В рамках международной торговли лучше, если рынок ориентирован на экспорт. Исландия не повысила бы свою международную конкурентоспособность, совершенствуя сани, которые мало где нужны; как и Франция, совершенствуя парикмахерские услуги, которые могут быть оказаны лишь in situ и не подлежат экспорту.

Это не все

Мы максимально упростили положение экономик из примеров и состояние экспорта, чтобы объяснить, зачем страны торгуют. Естественно, в игре имеются другие факторы, определяющие успешность страны в международной торговле. Например, Италия может отказаться от афганских коз как от слишком тощих, а афганцы могут счесть итальянские оливки слишком солеными. Существует множество причин, по которым страна может быть неконкурентоспособной. Некоторые из них связаны с ценами:

  • Обменная ставка: если у одной страны сильная валюта, а у другой — слабая, то стране с сильной валютой будет сложно заставить партнера платить за свои товары достаточно, чтобы торговля ими приносила прибыль. Сильный фунт / доллар / евро плох для экспорта.
  • Ставка инфляции: если инфляция в одной стране выше, чем в другой, то ее экспорт будет возрастать в цене (из-за разницы между двумя ставками инфляции) на территории страны-импортера, делая товары прогрессирующе дорожающими.
  • Общие трудозатраты: речь об издержках на рабочую силу при производстве каждой единицы товара. Если стоимость труда возрастает, возрастает и стоимость производства для экспортера: это означает, что товар дорожает (то есть становится менее привлекательным и конкурентоспособным) для импортера. (Если зарплаты повышаются вместе с производительностью труда, то трудозатраты на единицу товара могут не измениться, так что связь может быть отнюдь не прямой.)

К другим причинам, не связанным с ценой, относятся:

  • Качество продукта: если страна производит низкокачественные товары, их будет сложно продать на конкурентном рынке. Конечно, существует рынок дешевых товаров, но экспортер, предлагающий лучшее качество по разумной цене, будет более успешным.
  • Качество обслуживания: хорошее постпродажное обслуживание и своевременная доставка создают репутацию, способствующую дальнейшему развитию бизнеса. Верно и противоположное утверждение: плохое обслуживание разрушит бизнес.
  • Маркетинг: изучение рынка, производство товара, соответствующего нуждам потребителей, и реклама конечного продукта являются важными способами привлечь к себе внимание рынка. Страна будет импортировать товары, если на них имеется спрос, несмотря на наличие альтернатив.
  • Эластичность доходов: речь об изменении благосостояния потребителей в экономике. Чем больше у людей денег, чтобы тратить на импорт — и желания тратить их на импорт, — тем успешнее будут экспортеры на этом рынке.
  • Национализм: люди могут предпочесть — или побуждаться — покупать отечественные товары. Преференции для отечественных товаров могут существовать и из экологических соображений: люди стремятся сократить выбросы углекислого газа, покупая товары, которые не путешествовали слишком долго.

Торговые барьеры

Правительства иногда вводят барьеры для свободной международной торговли, желая защитить местных производителей. Они могут делать это, вводя тарифы (налоги на импортируемые товары) или устанавливая квоты, ограничивающие количество определенного товара, которое разрешено ввезти. В целом, протекционистская политика создает больше проигравших, чем победивших.

Победители — местные производители, которые, будучи неспособными конкурировать с импортными товарами, могут владеть отечественным рынком. Их товары могут быть более дорогими или более низкого качества, чем импортные, но все равно будут успешными, если они — все, что доступно потребителю. Проигравшие — потребители и страны / компании, стремившиеся импортировать товары. Потребителям придется либо платить больше, либо уходить с пустыми руками: особенно если отечественные производители не могут удовлетворить спроса.

Это стратегия, которая редко проходит бесследно. Другие страны, неспособные продавать свои товары в условиях торговых ограничений, скорее всего, ответят аналогичными тарифами и квотами, разрушая способность партнера продавать его собственный экспорт. В конечном итоге единственными победителями будут местные производители (и правительство, получающее доход от тарифов). Потребители, другие производители и экономики пострадают.

Помимо тарифов и квот, правительства могут выплачивать субсидии отечественной промышленности, чтобы повысить ее конкурентоспособность (т. е. позволить себе держать низкие цены). Правительство также может ввести дополнительное законодательное регулирование, например требование проверок, что сделает экспорт в страну дорогостоящим и хлопотным.

Согласие

Добровольное ограничение экспорта (VER) сродни квоте, но на ограничение согласны обе страны. Может показаться странным, что государство соглашается ограничить свой экспорт, но при этом оно получает финансовую выгоду. Если предложение товара является ограниченным настолько, что не удовлетворяет спроса, то цена растет. Поэтому, хотя экспортер может продать меньше единиц товара на рынке, цена каждой будет выше. Между Японией и США было заключено VER-соглашение, ограничивавшее количество японских автомобилей, которые могли быть импортированы в США в период с 1981 по 1994 г. Соглашение о квоте было достигнуто, поскольку дешевые, экономичные японские машины угрожали автомобильной промышленности США. Японские компании стали экспортировать крупные автомобили класса люкс, чтобы извлечь максимальную выгоду из ограниченного количества продаж.

Свободная торговля или несвободная торговля?

Большинство экономистов считают, что свободная международная торговля — лучшая перспектива. Она должна привести через принцип сравнительного преимущества к более эффективному использованию мировых ресурсов. Впрочем, имеются и контраргументы. Некоторые страны хотят вводить торговые ограничения, чтобы дать юным, недавно зародившимся отраслям время подрасти и встать на ноги, прежде чем конкурировать на суровом открытом рынке. Это создает новые проблемы: когда от поддержки следует отказаться? Что если юный рынок в действительности выстроен неверно и у страны объективно нет никакого сравнительного преимущества в данной сфере? Сколько времени и денег уйдет на ее поддержку?

Другой аргумент в пользу ограничений — предотвращение агрессивного дампинга дешевых товаров на рынке страны, направленного на уничтожение конкуренции. Всемирная торговая организация (ВТО), поддерживающая свободную торговлю, разработала рекомендации для стран, чтобы этого не произошло.

Несколько более серьезный аргумент заключается в том, что опасно, если страна полностью зависит от других экономик в плане ключевых благ. Они могут в избытке предоставляться другими государствами, но взлететь в цене или иссякнуть во время войны, если нет местных поставок продовольствия, топлива и жизненно необходимого сырья. ЕС тратит огромную часть бюджета на регулирование цен через выплаты фермерам в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП), чтобы на продовольственных рынках не доминировали всецело дешевые зарубежные продукты. В идеальном мире можно допустить, что наши торговые партнеры всегда обеспечат нас зерном, газом, сталью и т. п., — но живем мы отнюдь не в идеальном мире.

Впрочем, самым серьезным аргументом против абсолютно свободной торговли, наверное, является позиция Oxfam, Международных потребителей и Друзей Земли. Они указывают на то, что, несмотря на общий прирост мировой экономики, вся прибыль отходит крупным транснациональным корпорациям. При этом проигрывают развивающиеся страны, большинство потребителей и окружающая среда.




Поделиться ссылкой