Поведенческая экономика

У экономической науки есть ахиллесова пята. До недавнего времени многие пытались игнорировать этот изъян или доказывали, что его нет, однако именно в нем кроется первопричина вопиющих ошибок, которые экономисты совершают на протяжении столетий. Речь о ложной посылке «люди рациональны».

Опыт показывает: люди не ведут себя рационально все время. Тучный курильщик, будь он рационален, давно сел бы на диету и отказался от сигарет, ведь тучность и курение вредят его здоровью. Если бы все мы мыслили рационально, нас не привлекали бы предложения типа «купите один товар, второй получите бесплатно», да и свою зарплату мы оценивали бы по абсолютному уровню, а не в сравнении с соседской.

Однако, несмотря на повсеместные проявления нерационального поведения, стандартная «неоклассическая» экономика твердо уверена в том, что потенциал рациональности, силы воли и эгоизма в нас безграничен. Эта аксиома лежит в основе теории невидимой руки Адама Смита, постулирующей: итогом совокупности эгоистических, рациональных действий будет рост благосостояния всего общества. Придуманного экономистами типичного рационального человека часто называют Homo economicus — «человек экономический».

В реальном мире люди склонны поддаваться эмоциям — радости, любви, зависти, горю — и действовать нерационально.

Основы

Поведенческая экономика изучает нерациональное поведение и его причины. Это одна из новейших и наиболее занимательных областей академической науки, сочетающая экономику и психологию. Более того, эта интереснейшая сфера исследований начинает играть главную роль в формировании экономической политики. Чем глубже мы проникаем в тайны сознания и мозга, тем полнее поведенческая экономика отвечает на вопрос, что движет людьми на самом деле.

Пионеры поведенческой экономики, психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман, в 1970-е модифицировали теории обработки информации мозгом и сравнили их с экономическими моделями.

Амос Тверски
Амос Тверски
Даниэль Канеман
Даниэль Канеман

Они обнаружили, что когда человек сталкивается с неопределенностью, он чаще реагирует не рационально и не наобум, а определенными и предсказуемыми способами. Обычно он использует алгоритм, известный ему по предыдущему опыту, которые Тверски и Канеман назвали эвристикой. На этот алгоритм влияют опыт и среда. Скажем, тот, кто впервые обжегся, прикоснувшись к сковородке, в будущем будет касаться сковородок осторожнее.

Доказательства

На наши решения влияет и то, как именно нам предоставляют варианты выбора, — этот эффект называют фреймингом. Тверски и Канеман описывают следующий опыт. Участникам эксперимента сообщают, что в США вспыхнула эпидемия редкой азиатской болезни, угрожающая унести 600 жизней. Есть два варианта действий: программа А спасет 200 человек, в программе Б каждый из 600 человек имеет шансы на спасение с вероятностью в /3. 72% опрошенных выбрали программу А, хотя на деле результаты обеих программ идентичны.

«Актуальнейшая область исследований сегодня — это, конечно, поведенческая экономика, сочетающая экономику и психологию. Она сулит государственной политике новые перспективы» Грег Мэнкью, гарвардский профессор экономики

Не так давно экономист Массачусетского технологического института Дэн Ариэли провел другой эксперимент. Попросив студентов написать на листке часть их номеров социального страхования, он поинтересовался, сколько они готовы заплатить за бутылку вина. Оказалось, что ответ на этот вопрос зависит от номера социального страхования: чем меньше цифры, тем меньше студент готов заплатить, и наоборот. Как и фрейминг, этот феномен, названный эффектом привязки, противоречит утвердившейся точке зрения, согласно которой цены на рынке зависят от спроса и предложения.

 Дэн Ариэли
Дэн Ариэли

Новейшие проекты в области поведенческой экономики используют магнитно-резонансную томографию: сканируя мозг, ученые определяют, какая его часть активна, когда человек принимает экономическое решение. Среди прочего нейроэкономика сделала любопытное открытие: когда вы хотите что-то продать и вам предлагают оскорбительно низкую цену, активизируется часть мозга, отвечающая за реакцию на противный запах или неприятное изображение.

Подталкивающая экономика

Наши решения не всегда диктуются личным интересом. Осознать это очень важно, ведь экономика почти всегда полагается на личный интерес. Обычно экономисты считают, что люди в течение жизни создают сбережения, потому что понимают, что после выхода на пенсию им понадобятся деньги. Экономисты уверены, что человек не возьмет в долг больше, чем сможет вернуть. На деле, говорит поведенческая экономика, мы достаточно часто берем взаймы не из личного интереса, а потому, что нас убеждают в этом эвристические правила. Отсюда — важнейший вывод: людей нужно подтолкнуть в каком-то направлении — откладывать средства, сбросить вес, улучшить финансовое положение, — а не ждать, что они двинутся в этом направлении сами.

Так родился «либеральный патернализм», или «экономика подталкивания» — попытки применить принципы поведенческой экономики на практике. Хотя людей нельзя лишать свободы выбора, есть мнение, что их следует мягко подталкивать в каком-то (точнее, правильном) направлении. Самый известный пример — автоматическое включение работников в схему пенсионного страхования с возможностью добровольного отказа. Другая скандальная идея, которую в 2008 году вынес на обсуждение британский премьер-министр Гордон Браун, — применить тот же принцип «презумпции согласия» к донорству органов, то есть считать, что каждый согласен быть донором по умолчанию, но может от этого отказаться.

Однако такие методы могут нанести вред, если окажутся в дурных руках. Государство обязано оберегать граждан от войны, преступности и нужды, но должно ли оно защищать гражданина от его нерациональности? Где заканчивается свобода действий государства? Если оно решает за людей, как им откладывать деньги или распоряжаться своими органами, что помешает ему решить за граждан, как им голосовать на выборах?

Несмотря на эти опасения, открытия в области поведенческой экономики преобразили экономическую науку, доказав, что мы не всегда ведем себя рационально и руководствуемся не только личным интересом. Правда в том, что люди — куда более сложные создания. Понять, как совмещаются две модели поведения, — это задача экономистов завтрашнего дня.

Пять принципов поведенческой экономики

  1. На людей влияют моральные и ценностные суждения. Люди часто делают то, что считают «правильным», а не то, что принесет им наибольшую пользу.
  2. Люди по-разному оценивают ситуации, в которых участвуют или не участвуют деньги. Мы различаем рыночный и социальный контекст. Для неоклассического экономиста, однако, нет никакой разницы, дарите вы лучшему другу книгу за $20 или чек на ту же сумму.
  3. Люди инвестируют средства нерационально. Они придают большее значение недавним событиям по сравнению с далекими и не слишком точно рассчитывают вероятности. Кроме того, люди не любят терять деньги. Человек склонен инвестировать, пока у него сохраняется ощущение, что он чем-то владеет.
  4. Люди часто руководствуются привычками и не думают о том, насколько их поведение оптимально. Привычка — вторая натура.
  5. Человек — это сплав опыта, как собственного, так и других людей. Часто мы делаем что-то, опираясь не на свои суждения, а на то, что делают другие.



Поделиться ссылкой