Избирательная кампания

Необходимо сразу оговорить что в термин «избирательная кампания» может вкладываться разное содержание. Согласно законодательству, это определённый срок, в течение которого кандидаты на выборные должности, а также политические партии и объединения проводят мероприятия по привлечению внимания избирателей. Законодательство стремится регулировать различные аспекты избирательной кампании: сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования. С позиции самих кандидатов и партий, избирательную кампанию составляют их меры и усилия, направленные на достижение поставленных целей. С точки зрения избирателей, это обрушивающийся на их головы поток информации как позитивного, так и негативного свойства, разнообразной рекламы и т. п.

Цели, которые ставят перед собой кандидаты и партии в избирательной кампании, тоже могут быть различными. Обобщая, можно разделить их на две группы: «победа» и «участие». При мажоритарной системе (см. статью «Избирательные системы») победу для кандидата означает только занятие им соответствующего поста по итогам выборов. Для партии или коалиции партий при любой избирательной системе победа может быть полной (получение большинства в представительном органе власти) или частичной (нахождение в таком органе в меньшинстве или увеличение представительства).

Ш. Фэри. Надежда. 2008 г. Предвыборный плакат будущего 44-го президента США Барака Обамы
Ш. Фэри. Надежда. 2008 г. Предвыборный плакат будущего 44-го президента США Барака Обамы, ставший невероятно популярным.

Очевидно, что и достигнутые результаты участниками предвыборной кампании оцениваются по-разному. Для небольшой партии значительной победой, скорее всего, окажется уровень, который крупная и влиятельная партия расценит для себя как тяжёлое поражение.

Участие без надежды на победу преследует свои цели. Это может быть пропаганда идей партии для привлечения к ней общественного внимания (своего рода дополнительная реклама) либо отвлечение голосов части избирателей от конкурентов. Не секрет, что влиятельные партии и даже отдельные кандидаты нередко создают партии-«спойлеры» или содействуют выдвижению кандидатов-«спойлеров» (от англ. to spoil - портить», «растрачивать»). Их задача - оттянуть на себя часть голосов электората соперников. Иногда такие, по сути, фиктивные партии и кандидаты используются для проведения в отношении конкурента активной очернительной кампании.

В ходе избирательной кампании партия или независимый кандидат проводят различные мероприятия, направленные как на консолидацию своего традиционного, устойчивого электората, так и на привлечение голосов не определившихся ещё в своих предпочтениях избирателей. Эти мероприятия могут включать в себя, например, организацию выступлений кандидатов и их представителей в средствах массовой информации, заказ статей и передач о партии или кандидате, подчёркивающих их положительные качества и разъясняющих их предвыборную платформу, использование наружной и сувенирной (кружки, футболки, ручки и т. п.) рекламы с портретами кандидатов и названиями партий.

Не менее значимой составляющей избирательной кампании является создание у избирателей отрицательного образа конкурентов, хотя подобная деятельность обычно весьма строго ограничена законодательством. Кроме того, важной частью предвыборной кампании может стать благотворительная деятельность (поддержка социально незащищённых слоёв) как с рекламными целями, так и в форме скрытого подкупа части электората.

Характер избирательной кампании (от агрессивного до подчёркнуто взвешенного) определяется самыми разными факторами: вкусами электората, на который партия ориентируется, политическими и прочими традициями страны или региона, личными предпочтениями лидеров партий и самих кандидатов.

При всех различиях, диктуемых особенностями законодательства, традициями, финансовыми возможностями и прочими обстоятельствами, можно выделить общие этапы, характерные практически для любой избирательной кампании, проводимой в штатном (в противовес авральному) режиме:

Предварительный этап включает в себя консультации политических сил, оценку возможностей, принятие решения об участии в выборах и постановку задач. На этом этапе ведутся переговоры организаторов кампании с кандидатом, решаются вопросы о бюджете кампании, о гонорарах. Выбирается округ для кандидата или определяются наиболее важные регионы для партии. Проводятся различного рода мероприятия (например, социологические исследования), позволяющие составить представление о перспективах кампании, собрать сведения о наиболее вероятных конкурентах. Подбирается команда, которая будет работать на выборах.

На организационном этапе решаются различные вопросы организации деятельности предвыборного штаба (размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы, обеспечения оргтехникой, компьютерами и иными техническими средствами). Начинается набор сотрудников штаба и вспомогательных сил: технических работников, распространителей рекламы, агитаторов и т. д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Члены штаба устанавливают контакты с типографиями, средствами массовой информации, проводят более тщательные и предметные исследования электората и его настроений.

Этап плановой работы — период, когда осуществляются основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационной печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т. д. В это время кампания становится «видимой» избирателю, появляется первая ответная реакция электората и можно корректировать работу с учётом этого обстоятельства.

На этапе максимальной активности кампания выходит на финишную прямую (обычно за две-три недели до выборов). Этот этап характеризуется особо «плотным» воздействием на избирателя, самым быстрым реагированием на действия конкурентов, ощущением наиболее высокой цены каждой ошибки.

Этап подведения итогов заключается как в определённой публичной деятельности (кандидату, а особенно партии необходимо сделать заявления с оценкой прошедших выборов, планами на будущее, поблагодарить своих избирателей и т. д.), так и большой организационной (окончательные расчёты с исполнителями, составление финансовых отчётов) и аналитической работе.

Автор: Алексей Кузнецов




Поделиться ссылкой