Национальное самоопределение

Принцип равноправия и самоопределения народов был впервые зафиксирован в Уставе Организации Объединённых Наций, принятом в 1945 г. Его окончательная формулировка содержится в одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских политических правах.

«Статья 1

  1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие.
  2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-то обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишён принадлежащих ему средств существования.
  3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединённых Наций поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Право на самоопределение относится к числу универсальных и императивных, отношение к нему служит мерилом демократичности и демократизации общества в отдельном государстве.

Однако практическая реализация принципа самоопределения связана с целым рядом трудностей. Во-первых, проблемы порождает неоднозначная, а порой и достаточно вольная интерпретация международных документов, и прежде всего зафиксированного в них понятия «народ». Что считать народом — этническую (этнокультурную) общность или население определённой территории, зачастую имеющее смешанный этнический состав? Общепринятого определения этого понятия в международном праве нет, в связи с чем ряд стран отказывается относить к категории «народ» этнические меньшинства и рассматривают реализацию их прав в рамках индивидуальных прав человека, значительно сужая возможности их самоопределения.

Некоторые эксперты считают, что самоопределение допускается только для территориальных сообществ, а не для этнических общностей. По мнению других, поддержка требований народа на самоопределение зависит от определённого минимума условий. А именно: этот народ должен отличаться от основного населения страны по своим этническим, языковым и культурным характеристикам и проживать на компактной территории.

Многонациональные государства видят в реализации права на самоопределение угрозу своей территориальной целостности. В связи с этим некоторые из них соглашаются признавать такое право лишь за народами, находящимися под колониальным господством и иностранной оккупацией. Нередко звучат мнения о том, что принцип самоопределения входит в противоречие с принципом неприкосновенности и целостности государства, гарантированным Хельсинкскими соглашениями 1975 г.

Однако положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе прежде всего защищают государства и народы от внешнего вмешательства: «...все народы всегда имеют право в условиях полной свобода определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Кроме того, реализации права на самоопределение мешает явная недостаточность международных органов, обеспечивающих контроль над соблюдением прав народов в отдельных государствах, и ограниченность их функций. Наконец, следует учитывать трудности объективного характера.

Зафиксированный в международных документах принцип национального самоопределения призван обеспечить свободное и равноправное развитие каждого народа, дать ему возможность самостоятельно, без внешнего давления и вмешательства, решать свои проблемы, свободно и независимо избирать форму государственности или другие пути собственного развития. При этом реализация права на самоопределение не должна ущемлять интересы остального населения государства, в противном случае она может быть отложена и даже отменена. Это касается в первую очередь тех случаев, когда борьба за самоопределение создаёт серьёзную внутриполитическую напряжённость, доходящую до открытого, в том числе вооружённого, противостояния.

Самоопределение не обязательно означает выход из государств и образование собственного независимого. Главное — это возможность для народа свободно решать вопросы управления и самоуправления. Самоопределение может подразумевать свободное ассоциирование, интеграцию с другим государством на основе федерализма или различных форм автономии — территориальной или экстерриториальной. Само понимание суверенитета сегодня расширилось: с точки зрения современной политологии он может быть паритетным, частичным, экономическим и т. д.

Территориальная автономия способствует сохранению этнокультурного и этноязыкового своеобразия населения (условия функционирования национальных языков специально оговариваются законодательством). Но создание территориальных автономий затрудняется чересполосным, дисперсным расселением этнических групп. В этом случае могут использоваться формы экстерриториальной автономии — корпоративная и культурная. При корпоративной автономии представители юридически признанной этнической группы имеют право на образование органов, представляющих их интересы на государственном уровне. Примерами таких органов могут быть Саамские ассамблеи в Финляндии, Норвегии и Швеции, Шведская народная ассамблея в Финляндии, представляющая шведское меньшинство (менее 6% населения страны).

Культурная автономия закрепляет за этнической группой право сохранять и изучать свою культуру и язык, исповедовать свою религию, создавать свои ассоциации, поддерживать связи с соплеменниками за рубежом и т. д. Институты культурной автономии широко распространены во всех многонациональных (полиэтнических) странах мира.

В Венгрии коренным меньшинствам, к которым законодательство относит более десяти народов (болгар, цыган, хорватов, словаков, греков, поляков, немцев, армян, румын, русинов, сербов, словенцев и украинцев), предоставляется право на создание самоуправлений в населённых пунктах, где они составляют абсолютное большинство среди жителей, а в других — органов местного самоуправления меньшинства. Большое внимание при этом уделяется вопросам культуры, просвещения и использования языков. Представители местных самоуправлений выбирают корпоративный орган — центральное самоуправление меньшинства, которое может участвовать в работе по законотворчеству и управлению на самом высоком уровне жизни государства.

В Российской Федерации право народов на самоопределение осуществляется в рамках внутренней автономии, имеющей следующие формы:

  • национально-государственную (республики в составе РФ),
  • национально-территориальную (автономные округа и области),
  • национально-культурную.
Герб Башкортостана
Герб Башкортостана - республики в составе РФ

Правовая база национально-культурной автономии в России содержится в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990), Законе РСФСР «О языках народов РСФСР», Законах РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об образовании», «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия рассматривается как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Основной принцип национально-культурной автономии — сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой.

При всех недостатках российского законодательства в национально-культурной автономии важно то, что за этническими группами признаётся право самостоятельно решать свои внутренние проблемы, и многое здесь зависит от самой группы.

Право на самоопределение относится к коллективным правам, как и права на жизнь, на чистую окружающую среду и на мир, но, в отличие от них, оно зафиксировано в международных документах. Становление права народов на самоопределение— процесс объективный. В течение десятилетий оно формулировалось в рамках системы прав человека, что естественно, потому что «не может быть свободен индивид, народ которого бесправен, равно как трудно представить себе свободным народ, члены которого угнетаются врозь».

Логотип Всемирного татарского конгресса
Логотип Всемирного татарского конгресса

Взаимосвязь двух важнейших отраслей международного права нашла юридическое отражение в основополагающих международных пактах о правах человека. К ним относятся Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских политических правах, включающие в себя статьи, посвящённые праву народов на самоопределение.

Вторая половина XX в. поставила перед человечеством проблемы, решение которых требует новых подходов, основанных на дальнейшем развитии демократии, а значит, упитывающих интересы не только отдельных индивидов и отдельных государств, но и народов. Мировое сообщество нуждается и в таких международных нормах, которые сохраняют статус-кво, и в таких, которые делают возможными перемены. Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход, учитывающий как существующие обстоятельства, так и возможные последствия.

Флаг Конфедерации народов Кавказа
Флаг Конфедерации народов Кавказа

В последнее время у народов появились новые возможности для отстаивания своих прав, нарушающие монополию государств на выражение «общенационального» мнения. Народы всё чаще предпринимают собственные усилия для защиты своих прав. Выдвигаются предложения о представительстве в ООН не только государств, но и непосредственно пародов, например в виде создания наряду’ с Генеральной Ассамблеей Палаты народов.

Созданы и успешно действуют неправительственные международные объединения народов, в частности Федеральный союз народов Европы, объединения коренных и малочисленных народов — Всемирный совет коренных народов, Совет саамов, объединяющий саамов Норвегии, Швеции, Финляндии и России, Международная лига малочисленных народов и этнических групп и др.

Существуют также всемирные объединения родственных народов— Всемирный конгресс татар, Консультативный комитет финно-угорских народов и др.

В России есть региональные объединения пародов, такие как Ассамблея народов Поволжья и Урала, Конфедерация народов Кавказа.

Автор: Александр Кожанов




Поделиться ссылкой