Парламентаризм в Новое время

Период утверждения абсолютизма

В XVI—XVII вв. во многих европейских странах складывается абсолютизм — неограниченная власть монарха, опирающегося на развитый государственный аппарат. Абсолютные правители стремились оттеснить от власти аристократов и Церковь — две наиболее могущественные силы Средневековья. Для этого они приближали к себе менее знатных людей— провинциальных дворян (вспомним историю д’Артаньяна) и даже буржуа. Феодальное войско постепенно уступало место наёмникам, воевавшим за деньги, формировался чиновничий аппарат, в котором всё большую роль начинали играть представители третьего сословия.

Э. Солье. Мишель Л'Опиталь. 1881 г.
Э. Солье. Мишель Л'Опиталь. 1881 г.

В этой обстановке положение сословно-представительных органов усложнялось. Сначала многие короли использовали их в своих целях. Так, в Англии Генрих VIII в 1534 г. заставил парламент принять акт о супрематии, объявлявший короля главой Англиканской церкви.

Но по мере усиления власти монархов они всё меньше нуждались в поддержке сословий. В некоторых странах представительные органы практически перестали созываться, как, например, кортесы в Испании при короле Филиппе II (1556—1598). Во Франции в XVI—XVII вв. значение Генеральных штатов свелось почти к нулю, о них вспоминали несколько раз в те моменты, когда королевская власть чувствовала себя неуверенно, но затем снова забывали.

В 1560 г., предчувствуя начало жестоких религиозных войн между католиками и гугенотами и пытаясь найти опору в своей борьбе против аристократии, французская королева Екатерина Медичи и канцлер Мишель Л’Опиталь прибегли к последнему средству — созвали Генеральные штаты. Л’Опиталь попытался добиться от них утверждения принципа веротерпимости. Но идея не получила одобрения, и вскоре Генеральные штаты были распущены.

Г. ван Хонтхорст. Карл I с письмом в руках. 1628 г.
Г. ван Хонтхорст. Карл I с письмом в руках. 1628 г.

Затем генеральные штаты созывались в 1614 г., вскоре после убийства великого короля Генриха IV, когда власть оказалась в руках малолетнего Людовика XIII и его недалёкой матери Марии Медичи. Парламентарии попытались добиться от королевской власти каких-либо уступок, но, несмотря на шаткое положение короля, сословия не смогли договориться о единой политике, и генеральные штаты вновь подверглись роспуску. В следующий раз они соберутся только через полтора столетия — в 1789 г.

В XVII—XVIII вв. во Франции постоянно усиливавшаяся монархия и разраставшийся государственный аппарат не ощущали потребности в сословно-представительном органе. Минимально ограничить королевскую власть пытался только парижский парламент — в отличие от английского, не выборное учреждение, а судебная палата, где должности продавались и передавались по наследству. За неимением других представительных органов, парижский парламент пытался выступать против власти короля.

В Англии ситуация складывалась по-иному. Здесь парламент сумел сохранить своё влияние и в XVI — начале XVII в. созывался регулярно. Тут, очевидно, сказались заложенная в Средние века традиция и большой авторитет этого органа. Могущественные короли династии Тюдоров — Генрих VIII, Елизавета I и др. — не терпели противоречий и решительно укрепляли свою власть, но сохраняли уважение к правам и привилегиям парламента.

Ситуация в корне изменилась в первой половине XVII в., когда на английском престоле оказались короли из династии Стюартов, не желавшие считаться с привилегиями парламента. Яков I (1603—1625) и Карл I (1625—1649) расходились с ним по многим весьма существенным вопросам. Они стремились собирать всё больше налогов, не ограничивая себя парламентскими постановлениями, резко противились распространению пуританских движений, связанных с крайними направлениями протестантизма, и в принципе были готовы привить без парламента.

В. Холлар. Долгий парламент. 1650-1675 г.
В. Холлар. Долгий парламент (Парламент выносит приговор графу Стаффорду). 1650-1675 г.

Период правления Карла I ознаменован несколькими острыми конфликтами между королевской властью и парламентом, прежде всего по вопросу о корабельной подати — налоге, собиравшемся в раннем Средневековье в прибрежных районах страны для защиты от нападений викингов. Этот давно забытый налог формально так и не был отменён. По совету графа Страффорда, бывшего депутата парламента, решившего поддерживать власть, король «возобновил» корабельную подать, получив возможность взимать неподконтрольный парламенту налог.

В 1629 г. парламент был распущен и в течение 12 лет не созывался. Но в 1640 г. королю, нуждавшемуся в деньгах из-за продолжительной войны с шотландскими мятежниками, пришлось снова созвать парламент, позже получивший название Долгого. Парламентарии добились от монарха серьёзных уступок, в частности суда и казни графа Страффорда, а также обещания не обсуждать важнейшие вопросы без их участия. Через два года Карл попытался вернуть своё прежнее могущество и явился в парламент в сопровождении солдат, что было нарушением привилегии этого органа. Попытка короля арестовать наиболее независимых депутатов закончилась провалом. С этого момента Англия вступила в эпоху гражданских войн — борьбы между королевской властью, опиравшейся, на аристократов и сторонников Англиканской церкви, и парламентом, который поддерживали пуритане, мелкое дворянство и буржуазия.

В 1649 г. война закончилась победой парламента и казнью Карла I. Вождь восставших Оливер Кромвель стал лордом-протектором Англии. При этом реальная власть парламента резко уменьшилась. Кромвель распустил палату лордов, изгнал из палаты общин всех своих противни ков и правил, обладая куда большей властью, чем король в 1640 г.

Этот период длился недолго. Вскоре после смерти Кромвеля в 1659 г. была восстановлена власть Стюартов. Правившие в эпоху реставрации дети Карла I Карл II (1660—1685) и Яков II (1685—1688) возродили палату лордов и, несмотря на бурные события предыдущих десятилетий, тоже пытались править, как можно меньше считаясь с парламентом, что привело к нарастанию недовольства.

Парламент в это время был достаточно силён, чтобы постоять за себя. Он осуществил ряд мер, позволявших защитить депутатов и всех, кто выступал против королевской власти. В 1679 г. парламент принял закон о неприкосновенности личности — Habeas Corpus Act (Хабеас корпус акт), чётко определивший правила ареста и привлечения к суду любого человека и устранивший возможность внесудебного преследования недовольных.

Формирование системы парламентаризма

Сословно-представительные учреждения, такие как английский парламент, исландский альтинг, французские Генеральные штаты или испанские кортесы, могли существовать в течение многих столетий, в Средние века и раннее Новое время. Но их существование ещё не означало наличия в государстве парламентаризма как системы. Её формирование в Западной Европе и Северной Америке пришлось на XVIII—XIX вв.

Консерваторы и лейбористы. Британский плакат. 1992 г.
Консерваторы и лейбористы. Британский плакат. 1992 г.

В 1688 г. в Англии противостояние Якова II и парламента зашло так далеко, что парламент своим решением отстранил монарха от власти, пригласив занять престол его дочь Марию и её мужа, правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, ставшего королём Вильгельмом III. Так произошла знаменитая «Славная революция», совершенно изменившая соотношение королевской и парламентской власти в стране. В 1689 г. Вильгельм и Мария подписали Билль о нравах, обязавшись не принимать законов без согласия парламента. Тем самым было положено начало формированию системы парламентаризма в Англии.

Следующим шагом стало принятие в 1701 г. «Акта об устроении», определявшего порядок престолонаследия, лишавшего короля права помиловать тех, против кого судебное дело возбуждалось палатой общин, а также закреплявшего принцип независимости судей. Таким образом, права парламента были расширены.

С этого момента основная власть в государстве сосредоточилась в руках органа управления, с чьими решениями монарх был обязан считаться. В течение XVIII в. в Англии сложилась двухпартийная система, с определёнными изменениями существующая поныне. Две политические группировки— виги и тори — постепенно превратились в партии — либералов и консерваторов. Выработалось действующее по сей день правило: лидер партии, получившей большинство в парламенте, автоматически становится премьер-министром, и его кандидатура утверждается королём или королевой.

Система парламентаризма в Англии окончательно оформилась в течение XIX столетия в результате нескольких избирательных реформ, проведённых под давлением разнообразных общественных сил. Именно тогда виги и тори из узких групп выросли в мощные политические партии. Это было связано как с общей демократизацией политической жизни, так и с изменениями в избирательном законе. До середины XIX в, право участвовать в парламентских выборах в Англии имели только дворяне и верхушка буржуазии. Кроме того, распределение мест в парламенте, сохранявшееся практически без перемен со Средних веков, абсолютно не соответствовало реальной ситуации в стране. Огромный промышленный Лондон представляли всего несколько человек, в то время как многочисленные «гнилые местечки» — давно пришедшие в упадок, а иногда и вообще исчезнувшие с карты населённые пункты — по-прежнему сохраняли свои места в парламенте, чем обычно пользовались землевладельцы, контролировавшие их территорию.

А.-Ф. Калле. Людовик XVI. 1788 г.
А.-Ф. Калле. Людовик XVI. 1788 г.

В результате реформ 1832 и 1867 гг. большая часть мужского населения Англии получила избирательные права. А к 1928 г. они были предоставлены всем гражданам страны, включая бедняков и женщин. С тех пор институт парламентаризма в Великобритании претерпел немало изменений, но по сути остался прежним. Сохранились двухпартийная система и сам принцип формирования правительства на основе парламентского большинства, хотя либералы лишились своего влияния. Сегодня за власть в парламенте борются партии консерваторов и лейбористов. Все эти изменения не затронули самой сути парламентской системы Великобритании, сохранив принцип разделения властей и формирования правительства на основе парламентского большинства.

Ещё более бурно складывался институт парламентаризма в других странах. Если в Англии парламент функционировал и сохранял свой авторитет практически постоянно, а попытка надолго распустить его привела в конце концов к гибели короля, то во Франции Генеральные штаты, распущенные в 1614 г., не собирались полтора века. Единственный орган, пытавшийся время от времени оказывать сопротивление неограниченной королевской власти, — парижский парламент, несмотря на своё название, не может считаться даже частью системы парламентаризма.

Парижский парламент, как уже говорилось выше, являлся судебным органом, большая часть мест в нём продавалась и передавалась по наследству, так что ни о каком сословном представительстве здесь говорить нельзя. Единственным способом протеста, использовавшимся парижским парламентом, был отказ от регистрации королевских решений — эдиктов. Однако чтобы обойти эту ситуацию, достаточно было назначить заседание парламента в присутствии короля, и тогда все эдикты регистрировались монаршим повелением.

В конце XVIII в. Францию охватил столь острый политический и экономический кризис, что в 1789 г. Людовик XVI был вынужден созвать полузабытые Латеральные штаты в надежде решить проблему истощившегося государственного бюджета. Созыв Генеральных штатов был последним шагом монархии перед началом Великой французской революции, и он же стал началом складывания в стране настоящей системы парламентаризма.

Ещё в 1789 г. депутаты отвергли старинное средневековое разделение по сословиям. В острой борьбе с королевской властью они добились права заседать и голосовать вместе. Старое название «Генеральные штаты» было упразднено, и собравшиеся провозгласили себя Национальным собранием. Этот момент был не просто символическим.

Ж.-О.Д.Энгр. Бонапарт - первый консул. 1804 г.
Ж.-О.Д.Энгр. Бонапарт - первый консул. 1804 г.

Вопрос о совместном голосовании в то время казался лишь частью борьбы третьего сословия за свои права. Согласно действовавшим ранее правилам, каждое сословие имело только один голос. Поэтому многочисленное третье сословие не могло опровергнуть решение, принятое дворянством и духовенством на своих отдельных встречах. Теперь же, когда депутаты заседали вместе, голоса их также подсчитывались совместно. Однако значение произошедшего куда шире. Объявив себя Национальным собранием, депутаты заявили, что они имеют право говорить от лица всего французского народа, выражать его интересы, а значит, принимать активное участие в управлении государством и воздействовать на королевские решения. Не случайно Национальное собрание разработало первую французскую конституцию, которая была принята в 1791 г. и принципиально ограничила королевскую власть.

Последующие бурные события Французской революции, с одной стороны, помогли формированию многих важных сторон системы парламентаризма, а с другой — увели страну очень далеко от настоящего демократического строя. Конституция 1793 г. отменяла имущественный ценз и вводила всеобщее избирательное право для мужчин, она же включала в себя такой значимый документ, как Декларация прав человека и гражданина. Но на самом деле при якобинском правительстве избранный на основе этой конституции Конвент не имел действительной власти, находясь полностью в руках партии якобинцев: разделения властей не существовало, и о реальном парламентаризме в это время говорить не приходится.

Нельзя назвать по-настоящему парламентским и установленный после свержения якобинцев в 1794 г. режим Директории, хотя некоторые формальные признаки парламентаризма здесь присутствовали. По конституции 1795 г., оформившей этот режим, во Франции было введено разделение властей, Законодательную власть представляли два выборных органа — Совет пятисот и Совет старейшин, исполнительную — избираемое ими правительство — Директория в составе пяти человек. Однако на практике разделение властей не соблюдалось, та к как Директория постоянно вмешивалась в деятельность выборных органов и аннулировала выборы, если в Совет пятисот проходили неугодные депутаты — будь то роялисты или революционеры. В конце концов, неразрешимые противоречия между законодательной и исполнительной властью обернулись падением режима Директории и приходом к власти Наполеона Бонапарта.

Бонапарт уже в период своего консульства практически ликвидировал тот призрак разделения властей, который ещё сохранялся при Директории. Законодательные органы формально существовали, проводились выборы, был даже отменён введённый Директорией имущественный ценз и провозглашено всеобщее избирательное право для мужчин. При этом возникла совершенно новая, крайне запутанная система выборов, практически лишавшая их какого-либо значения. Государственные органы формировались по сложнейшему механизму, сочетавшему назначения и выборы. Существовало несколько «законодательных» органов. Государственный совет под руководством и по предложению правительства (консулов) составлял законопроекты и направлял их в Трибунат, где они могли только обсуждаться, но не приниматься или отвергаться. Члены Трибуната уже передавали проект в Законодательный корпус, который, наоборот, не имел права ничего обсуждать, а только утверждал или отклонял документы.

Т. Р. Дэвис. Импичмент Эндрю Джонсона. 1868 г.
Т. Р. Дэвис. Импичмент Эндрю Джонсона. 1868 г.

Но первый консул Бонапарт застраховался даже от тех предположительных сложностей, которые способны были создать эти раздробленные органы. При желании он мог передать проект из Законодательного корпуса, красноречиво прозванного «Триста немых», в Охранительный сенат, который в свою очередь одобрял или не одобрял будущий закон. Законопроект в любом случае вступал в силу только в тот момент, когда его подписывал первый консул.

Конечно, разделение властей в это время было почти фикцией, однако сама эта идея всё же существовала, и игнорировать её было уже невозможно. Вернувшиеся в 1814 г. к власти Бурбоны хотя и возродили королевскую власть, тем не менее, были вынуждены принять Хартию, сохранявшую во Франции выборный орган — двухпалатный парламент. Вся полнота исполнительной власти и право законодательной инициативы находились в руках короля, но сам принцип разделения властей сохранялся.

История Франции XIX в. полна бурных политических событий, волнений, революций. В результате каждой из них права законодательной власти немного увеличивались, так же, как менялось количество людей, обладавших избирательным правом. К XIX столетию во Франции уже существовала сложившаяся парламентская система.

В иных обстоятельствах происходило развитие парламентаризма в Соединённых Штатах Америки. Когда в 1776 г. американские колонии начали Воину за независимость, страну возглавил Континентальный конгресс, состоявший из представителей 13 мятежных колоний и объединявший в себе законодательную и исполнительную власть. После победы возникла необходимость в выработке более чёткой системы управления. В 1777 г. была принята первая конституция США, по которой страна провозглашалась конфедерацией штатов, пользовавшихся большой автономией и управлявшихся конгрессом. Через десять лет государственное устройство изменилось, и в 1787 г. вступила в силу новая конституция, действующая до сих пор и оказавшая большое влияние на становление парламентаризма в других странах.

В конституции США чётко проведён принцип разделения властей: определены функции законодательной власти, принадлежащей двухпалатному конгрессу, и исполнительной в лице президента, разработана система сдержек и противовесов. Президент имеет право наложить вето на решение конгресса, но не может распустить его. Законопроект становится законом после его утверждения обеими палатами — Палатой представителей и Сенатом. В то же время представители исполнительной власти не несут ответственности перед конгрессом за свои действия, за исключением тех случаев, когда они обвиняются в совершении тяжких уголовных преступлений. В таком случае обе палаты могут начать процедуру импичмента и отрешить от власти должностное лицо, включая президента.

Конституция Соединённых Штатов обеспечила независимость всех судебных органов за счёт несменяемости судей. Члены Верховного суда назначаются президентом и утверждаются Сенатом. Все судьи служат пожизненно при условии безупречного поведения. Кроме того, Верховный суд получил в XIX в. право оценивать конституционность тех или иных законов, т. е. утверждать или приостанавливать решения конгресса.

Парламентаризм в наши дни

На сегодняшний день парламентские учреждения существуют в большинстве стран мира. Парламентаризм считается неотъемлемым условием демократии. Среди парламентов преобладают двухпалатные (Великобритания, США, Франция, Германия, Польша, Россия), но встречаются и однопалатные (Азербайджан, Грузия, Латвия, Швеция).

Существуют различные принципы формирования парламентских учреждений. Избирательные системы складывались постепенно и неоднократно менялись. В частности, в европейских странах в XIX— XX вв. постепенно снижался, а затем исчезал имущественный ценз. Если в XIX в. право голоса имели только наиболее богатые представители общества, то со временем допуск к выборам получали всё новые и новые слои населения, пока в XX в. не победило представление о всеобщем избирательном праве как одной из основ демократического государства. В 1860-х гг. после Гражданской войны в Америке были сняты ограничения на участие в выборах цветного населения, хотя по-настоящему реализовать свои политические права цветные граждане США смогли только в XX столетии.

Во второй половине XIX — начале XX в. во многих странах шла борьба за предоставление избирательных прав женщинам. Подчас она принимала острые, даже поильные формы, как это было в Великобритании во время движения суфражисток. Перелом произошёл после Первой мировой войны, когда многие женщины начали работать, заменяя ушедших на фронт мужчин, и получили, таким образом, моральное обоснование для своих политических требований. Из европейских стран последней право голоса женщинам предоставила Швейцария в 1970-х гг.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой