Политическая элита

Слово «элита» происходит от французского élite — «лучшее», «отборное», «избранное». Начиная с XVII в. оно употребляется для обозначения товаров высшего качества. В научный оборот термин введён в начале XX в. итальянским социологом и экономистом В. Парето (1848—1923). Он относил к элите общественные группы, обладающие властью, богатством и рядом других признаков: происхождением, военной доблестью, личным достоинством, умением управлять и т. п.

Вильфредо Парето
Вильфредо Парето

В современной политологии «элита» — центральное понятие элитарных теорий.

Разные научные трактовки относят к элите:

  • людей, получивших признание в своей профессиональной деятельности (В. Парето);
  • наиболее активных политиков, ориентированных на власть; организованное меньшинство общества, правящий класс (Г. Моска);
  • лиц, обладающих престижем, статусом, богатством либо интеллектуальным или моральным превосходством над массой; тех, кто имеет повышенное чувство ответственности перед обществом (X. Ортега-и-Гасет);
  • людей, обладающих позициями власти (Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Дай);
  • «боговдохновлённых» личностей, наделённых харизмой (Л. Фройнд);
  • творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби);
  • меньшинство, осуществляющее самые важные функции в обществе, имеющее наибольшее влияние (С. Келлер);
  • сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно, политическая, экономическая, культурная элита).

Политическая элита среди других элит

Верхний слой любого современного общества включает в себя различные элитные группы: экономические, интеллектуальные, профессиональные. По вопросу выделения политической элиты в общей структуре элит, присущей тому или иному обществу, в современной науке ведётся серьёзная дискуссия. Однако наиболее удобным и общепринятым является определение политической элиты как категории лиц, обладающих властью, — вне зависимости от того, какие факторы обусловили их властное положение: происхождение, финансовое состояние или личные заслуги.

К политической элите относятся чиновники государственных органов власти, руководящие работники партий. К более высокой категории принадлежат публичные политики.

Люди, входящие в политическую щиту, являются носителями элитарного самосознания, т. е. осознают своё особое место в обществе и ведут себя согласно этой «особости». Важнейшими их качествами являются способность к управлению другими людьми, и также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.

Существование элиты обусловлено следующими факторами:

  1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;
  3. высокой общественной значимостью управленческого труда и соответствующим его стимулированием;
  4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий, поскольку управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
  5. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Существуют три группы элиты:

Высшая — те, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает на него существенное влияние (обычно это 100—200 человек). Они занимают главные посты в правительстве, крупных политических партиях и т. п. Эта элита неоднородна: внутри неё открыто противостоят друг другу группы по интересам.

Средняя, формирующаяся на основе трёх переменных доходов, профессионального статуса и образования. Эти люди составляют примерно 5% населения. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

Административная — высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления, высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет, не проявляя своих партийных пристрастий.

Структура современной политической элиты

Властную вертикаль современного общества можно представить в виде трёхуровневой пирамиды: верхний уровень занимает правящая элита (плиты); средний — политические группы, осуществляющие трансляцию принятых «наверху» решений; основание же составляют массы населения, выступающие объектом управления.

В состав политической элиты входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы.

Они имеют различную степень влияния на процесс принятия важнейших политических решений.

Президент России Д. А Медведев (в центре) во время совещания по экономическим вопросам. 4 марта 2009 г.
Президент России Д. А Медведев (в центре) во время совещания по экономическим вопросам. 4 марта 2009 г.

Структурно элита состоит из двух компонентов, которые условно можно назвать лидерами и бюрократией. Бюрократия включает в себя административных руководителей всех уровней и должностных лиц, занимающих постоянные оплачиваемые посты в органах государственного управления. К лидерам относятся лица, профессионально действующие в политической сфере и обладающие высокой степенью влияния на принятие решений, но не имеющие должностей в структурах власти. К этой категории могут быть причислены руководители политических партий, влиятельные интеллектуалы, ключевые фигуры СМИ.

Современные научные подходы к определению политической элиты в системе власти

В литературе сложились три основных подхода к теоретическому рассмотрению политической элиты: 1) позиционный, устанавливающий степень политического влияния того или иного лица, исходя из его позиции в системе власти (к элите, таким образом, относятся члены правительства, парламента и т. п.); 2) репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика посредством экспертных оценок; 3) подход, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения.

Позиционный подход преувеличивает роль лиц, обладающих номинальной властью, и игнорирует мощное политическое влияния «теневых» фигур. Выбор такого способа выделения элиты может обернуться ошибкой при установлении реального политического влияния конкретных деятелей.

Репутационный анализ широко практикуется, например, при составлении экспертами рейтингов ведущих политиков страны. Но при этом трудно избежать зависимости аналитика от субъективных мнений экспертов.

Наиболее соответствующим задачам политологической науки является третий подход.

В научной литературе используется множество понятий для описания особенностей формирования и функционирования политических элит. Так, например, учёные выделяют различные способы влияния: прямое, косвенное и номинальное. Прямым влиянием называется непосредственное участие того или иного лица в принятии окончательного решения; косвенное влияние оказывают на человека, принимающего окончательное решение, другие лица, хотя бы члены его семьи. Здесь можно вспомнить Раису Горбачёву или Хилари Клинтон, воздействовавших на руководителей крупнейших держав мира. Примером номинального влияния может служить политическое значение члена Верховного Совета СССР.

Любая политическая элита располагает определёнными ресурсами, или капиталами. Французский социолог Пьер Бурдьё (1930—2002) выделят; следующие виды капиталов политической элиты: экономические, социальные, символические, культурные (можно добавить ещё один — силовой, обладание которым становится в современном российском обществе всё более значимым фактором влияния). Ресурс, относящийся к гай или иной разновидности, может быть назван политическим, когда он используется с целью оказать влияние па процесс принятия решений.

Важнейшая функция элиты — выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения.

Каналы и системы рекрутирования в политическую элиту

Вопрос об особенностях рекрутирования (привлечения новых людей) элиты — один из самых важных в теории элит. В отличие от профессиональных элитарных сообществ политическая элита представляет собой открытую систему. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения редки, например С. Рихтер и Л. Паваротти, сравнительно поздно пришедшие в сферу музыкального искусства). Тогда как круг политической элиты пополняется за счёт лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов — ещё и за счёт выходцев из маргинальных слоев). Так, голливудский актёр Рональд Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать политическую карьеру и дважды добиться поста президента США.

Политологи различают закрытую и открытую элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация её состава. Элиту называют открытой, если доступ в неё открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрёл характер самовоспроизводства.

Механизмами рекрутирования политической элиты называют принципы выдвижения в её состав новобранцев. Такими принципами в разные исторические эпохи попеременно либо синхронно были: кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.

Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, систему образования, бизнес.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют часто и некоторые социальные институты, например религиозные организации и профсоюзы. Существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии (особенно в ряде стран Латинской Америки — Бразилии, Аргентине, Перу и др.) является армия.

Практически во всех регионах мира движение к вершине политической иерархии проходит через систему образования, однако в ряде стран (Великобритания, Франция) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Среди респектабельных и престижных учебных заведений Великобритании элиту составляют несколько школ: Итон, Винчестер, Регби, Харроу. Они служат первичными каналами воспроизводства политической элиты. Некоторые из этих школ отличаются высокой степенью династичности. Так, среди учащихся Итона две трети — сыновья бывших выпускников данного учебного заведения. Из его стен вышли 18 премьер-министров. Второе звено в британской системе элитного воспроизводства — колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, выпускник Итона и Оксфорда
Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, выпускник Итона и Оксфорда

Во Франции человеку, поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации), гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. При этом рекрутирование политической элиты страны ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, а не прошедшие через экзаменационный фильтр навсегда лишаются этого шанса.

США свойственна высокая степень проницаемости каналов рекрутирования (передвижения членов политической элиты). Как правило, высший эшелон управленческого аппарата заполняется лицами из различных сфер бизнеса и образования, которые покидают официальный Вашингтон после очередных выборов и возвращаются в администрацию, когда главным руководителем страны вновь становится выдвиженец от их партии. В этом отношении показательна биография Джорджа Буша, который пришёл в политику, будучи крупным бизнесменом-нефтепромышленником.

В отличие от США во Франции проницаемость каналов рекрутирования элиты минимальна. Здесь почти отсутствуют «вращающиеся двери» между государственным аппаратом и крупным бизнесом. Правительственные чиновники после завершения государственной карьеры могут занимать ведущие посты в частном бизнесе, однако движение в обратную сторону затруднено. Проницаемость каналов увеличивается в периоды кризисов. В спокойные времена темпы ротации элит замедляются.

Автор: Светлана Зотова




Поделиться ссылкой