Политические доктрины различных конфессий

Конфессия (лат. «признание», «исповедание») — определённая религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. В современных религиях насчитывается до 5000 различных конфессий.

У религиозных институтов нет однозначных, чётко сформулированных политических доктрин. Кроме того, отношение той или иной конфессии к политической деятельности менялось в разные времена в зависимости от исторических условий. Мы можем проследить эти тенденции лишь в самых общих чертах.

Христианство

Христианство — самая массовая религия. Её исповедует около 2 миллиардов человек — 33% населения Земли. Она представлена на всех континентах, в самых различных культурах. Провозглашённый тезис «несть ни эллина, ни иудея» изначально определил христианство как всемирную конфессию вне границ и государств.

Христианство (от греч. christos — «помазанник», «мессия») зародилось в I в. в Палестине, находившейся под римским владычеством. Разочарованным в римском государственном устройстве людям оно предлагало путь внутреннего спасения — уход из внешнего мира, где правит сила, в мир духовности и веры. Отмежевание новой религии от мирской власти впервые было обозначено ещё в Евангелии: «Отдайте Богу Богово, а кесарю — кесарево».

К. Кривелли. Фома Аквинский. 1476 г.
К. Кривелли. Фома Аквинский. 1476 г.

Хотя христианство не отождествляло себя ни с одной политической системой, оно, тем не менее, сохранило античное понятие «человека социального», гражданина полиса — в противовес варвару. В труде Блаженного Августина (Аврелия Августина) «О граде Божием» упоминались полис малый (мирской Град) и большой (Град Небесный). Учение Августина о Божьем преодолении человеческой истории активно использовалось политиками христианской Европы, в частности папами в их борьбе против светских феодалов.

Другим автором, серьёзно повлиявшим на политические взгляды христиан, был Фома Аквинский. В его теории государство представало частью универсального иерархического порядка, созданного Богом. Таким образом, светская власть носила божественный характер и требовала почитания, однако при её несоответствии христианским нормам оправдывалось и неповиновение, и даже покушение на тирана.

В течение многих веков христианские государства проводили достаточно агрессивную внешнюю политику, которая одновременно служила и делу веры (несла народам слово Божие), и геополитическим интересам.

До определённого момента Церковь отвергала либеральные идеи и стояла на стороне абсолютной или, в крайнем случае, конституционной монархии. Но около 150 лет назад, перед лицом наступающих капиталистических отношений и буржуазной доктрины, зародились новые принципы христианского подхода к политике.

Для католиков решающим документом стала вышедшая в 1891 г. энциклика Папы Льва XIII «О новых вещах», в которой впервые затрагивались проблемы рабочего класса и взаимоотношений между рабочими, бизнесом и Церковью. Не только простые верующие, но и духовенство начинает принимать участие в общественно-политических движениях, создаются христианские профсоюзы и партии, формируется доктрина христианской демократии.

Сегодня в христианском мире существуют две противоположные позиции:

  1. Христианство нейтрально по отношению к политике; таким образом, христианин может принадлежать к любой политической партии или движению.
  2. Христианская мораль и этика требуют от своих последователей оставаться вне политики и над политикой.

Компромиссом между этими подходами может быть оценка политической деятельности с точки зрения христианских норм. Так, большинство христиан считают недопустимым участие в экстремистских движениях, сотрудничество с тоталитарными режимами и т. п.

Католичество

Католическая церковь сама построена по принципу государства — со строгой иерархической структурой, во главе которой стоит Папа Римский. Он избирается коллегией кардиналов, но считается наместником Бога на земле.

В Средние века в христианской Европе Католическая церковь стремилась к абсолютной власти. Сегодня подход католичества ко многим вопросам кардинально изменился. Церковь ищет диалога с представителями других конфессий и не вмешивается в политику. Тем не менее, католическая религия достаточно ясно формулирует свои принципы отношения к политической деятельности в миру. Вкратце они заключаются в следующем:

  1. католики могут присоединяться к любой партии, чья идеология не противоречит христианской морали;
  2. католики имеют право создавать собственную партию либо объединяться с другими христианами для защиты благосостояния и нравственного здоровья нации.

Католические священники не занимают политические выборные должности и не входят в институты власти.

Протестантизм

Единого протестантского учения не существует. Протестантизм объединяет кальвинистов, лютеран, баптистов, методистов, пресвитериан, англикан и последователей других течений. Большинство этих направлений возникло в XVI—XVII вв. в странах Европы как протест против политического господства Католической церкви. Различные формы протестантизма стали идеологической базой для формирования национальных монархий. При этом протестантские священнослужители обычно подчинялись светской власти или сильно от нее зависели.

Отсутствие единой иерархии, сосредоточение на национальных проблемах и ориентация на мирскую жизнь обусловили высокую политизированность протестантизма. В отличие от многих других конфессий у него имеется чётко сформулированная политическая доктрина. В её основе лежит идея соглашения между людьми и Богом как принцип устройства общественных отношений.

Наибольшее развитие протестантская политическая мысль получила в Северной Америке в XVII в. Богословы Р. Уильямс, Д. Уайз, Т. Хукер сформулировали «три плодотворные идеи»: учение о народном суверенитете, договорную теорию государства и представление о правительстве как об институте, ответственном в своих действиях перед большинством нации.

Протестантизм поддерживал зарождавшуюся в то время демократическую доктрину и активно участвовал в политической и социальной жизни. Так, под влиянием индепендентов (одного из течений протестантизма) британская королева Елизавета I в 1601 г. издала Указ 43, позднее названный «Законом о бедности». Он предписывал государственной власти заботиться о бедных и нуждающихся, причём функция распределения помощи возлагалась на церковные приходы. Впоследствии положения этого закона использовали в своих законодательствах многие страны Европы и мира.

По мере развития протестантских учений складывалась идея об индивидуальной ответственности человека перед Творцом, которая понималась также как ответственность перед обществом. Таким образом, общественно-политическая деятельность и рядовых протестантов, и священнослужителей не только допускалась, но и одобрялась. Именно протестанты внесли наибольший вклад в создание профсоюзов, социальных объединений и политических партий. Например, Христианско-социальная рабочая партия в Германии основана в 1878 г. протестантским пастором А. Штекером.

Православие

Во временя своего расцвета православие, как и католичество, оказывало сильное влияние на светскую власть, но оно никогда не брало на себя роль государства. По структуре Православная церковь разделена на национальные патриархаты, и этим объясняется её повышенный интерес к внутренним, национальным проблемам, а в некоторых случаях — подчинение светской власти.

Инаугурация В. В. Путина. 2012 г.
Инаугурация В. В. Путина. 2012 г.

Русские православные мыслители ещё в начале прошлого века стали говорить о соответствии православной духовности не деспотическому автократизму, а либеральной демократии. Но эти обсуждения прекратились в 1917 г. У Церкви появилась главная задача — выжить в условиях тоталитарного государства с агрессивно-атеистической идеологией.

Более три четверти всех православных сегодня живут в странах, которые сравнительно недавно освободились от коммунистического владычества. Поэтому многие патриархата только сейчас осмысляют своё участие в политической жизни. По сути, формируемая ныне позиция немногим отличается от позиции Католической и протестантских церквей. Можно отметить лишь отсутствие движения, аналогичного христианской демократии, как и соответствующих партий, и более тесное идеологическое сотрудничество церковной и государственной власти, особенно в России.

Ислам

Ислам (араб. «ал-Ислам» — «предание себя Богу», «покорность») зародился в VII в. как религия, которая должна была объединить разрозненные и враждующие племена кочевников Аравийского полуострова. Поэтому ему не пришлось приспосабливаться к государственному устройству; наоборот, на его основе выстроены структуры власти в мусульманских странах. Все они в своих законодательствах и идеологии в разной степени ориентированы на исламские ценности.

Священная книга ислама — Коран — строго регулирует практически все моменты личной и общественной жизни: суд, торговлю, бизнес, нормы общения, отношения в семье, даже режим дня. Неудивительно, что мусульманам, которые составляют около 20% населения Земли, гораздо легче жить там, где их религия является господствующей. Большинство мусульман живут в странах, где ислам преобладает. Почти половина проживает в Индонезии, Пакистане. Бангладеш и Индии. Понятие принадлежности к одной религиозной общине (умме) сплачивает народы, исповедующие ислам, несмотря на различие культур.

В наиболее радикальных странах ислама — Саудовской Аравии, Катаре — существует узаконенная дискриминация немусульманского населения. Там запрещено публично исполнять ритуалы и обряды, относящиеся к другим религиям.

Разделение ислама на течения изначально определялось отношением к законности власти, осуществляемой халифом. Сейчас эти разногласия связаны главным образом с вопросами вероучения.

90% мусульман принадлежат к суннитам. От другого влиятельного течения — шиизма — их отличает отсутствие духовенства и централизованной религиозной власти. В среде суннитов наибольшим уважением пользуются мудрецы — знатоки и толкователи Корана.

Около трети из общего числа шиитов проживают в Иране, составляя 93% населения страны. Наличие в шиизме духовенства в лице мулл, ходжат оль-исламов и аятолл определяет теократический характер этого государства, которое называет себя исламской республикой. Несмотря на наличие президента и парламента, власть в стране принадлежит Собранию экспертов, состоящему из представителей высшего духовенства и избирающему рахбара — руководителя республики. Доминирующие позиции шиизма по отношению к светской власти и проповедуемые им строгие нравственные нормы приводят к росту его популярности, особенно среди малоимущих, даже в странах с преобладающим суннитским населением.

Борьба за влияние между различными течениями приводит к тому, что мусульманские государства порой оказывают поддержку радикальным организациям.

Иудаизм           

Политические позиции иудаизма необходимо разделять соответственно трём этапам в жизни еврейского народа. Это эпоха Иудейского царства, время изгнания (галута) и период существования современного государства Израиль.

До эпохи царств жизнь иудейской общины регулировалась законами, изложенными в Священном Писании — Торе. Они охватывают самые разные стороны жизни, включая мораль, право, экономику, военное дело, здравоохранение, религиозные обряды и т. п. В критические для народа моменты во главе его становились лидеры наподобие Моисея. Характерно, что все они именовались пророками, т. е. исполнителями воли Творца, а не своей собственной.

Появление первого еврейскою царя Саула оценивается в Священном Писании скорее негативно; иудеи захотели «быть как все народы» и поставили над собой царя, не довольствуясь властью Всевышнего и Его пророков. Тем не менее, власть царя, избранного в соответствии с религиозными правилами, а также его преемников, легитимна и абсолютна. Общество не может ни в чём ограничивать правителя; сильнее его только законы Торы.

Мессия, чьё пришествие, согласно иудейским канонам, только ожидается, тоже будет царём, потомком дома Давида, т. е. рода царей Израилевых. Он призван установить на земле царство мира, добра и справедливости.

Единство еврейского народа и Святой земли является одним из основных полой иудаизма. Поэтому с потерей земли и собственного государства еврейским мудрецам пришлось выработать особые каноны по отношению к политической действительности других стран. Эти правила базируются на постулате Талмуда; «Закон государства является законом», т. е. иудеи обязаны подчиняться законам государства, в котором они живут. В случае острых противоречий между этими законами и законами иудаизма рекомендуется сменить место жительства. Религиозный закон первичен; его можно нарушить только для защиты жизни, да и то лишь при определённых условиях.

Иудаизм не одобряет участия своих последователей в политической жизни других народов. Религиозные лидеры никогда не занимают государственных постов, не возглавляют партии и политические движения.

Этот подход отчасти соблюдается и в современном Израиле, поскольку с ортодоксальной точки зрения это государство не является иудейским: оно устроено не по законам Торы и во главе его не стоит царь из дома Давида. Некоторые течения ультраортодоксального иудаизма готовы пренебречь последним условием, но не согласны со светским характером государства.

В Израиле существуют политические партии, которые ассоциируются с тем или иным направлением в иудаизме. Они избираются в парламент, лоббируют интересы религиозного населения и по возможности дистанцируются от «большой политики». Религиозные авторитеты не входят в эти партии; они выполняют роль духовных вождей, которым негласно подчиняются политические лидеры.

Особняком стоит движение религиозного сионизма, возникшее в начале XX в. на стыке религии и политики. Его приверженцы являются горячими патриотами государства Израиль, в чьём рождении они видят исполнение воли Всевышнего и двухтысячелетних молитв всего еврейского народа. Светский характер государственного устройства они считают временным и исправимым недостатком. Религиозные сионисты придерживаются правых позиций в политике, осуждая территориальные уступки.

Конфуцианство

Конфуцианство возникло 25 столетий назад и оставило большой след в китайской культуре, а также жизни цивилизаций, тесно связанных с Китаем, таких как Корея, Япония и Вьетнам.

Конфуцианская система покоится на уважении вышестоящих и на соблюдении традиций предков. Неудивительно, что много веков она служила идеологической опорой для власти. Со времён династии Хань (206 г. до н. э.—220 г. н. э.) с её лозунгом «Император может завоевать империю, сражаясь на лошади, но он не может сохранить её без идеологии» принципы Конфуция служили официальной религией вплоть до установления в 1911 г. Китайской Республики.

В своём учении Конфуций пытался смоделировать общество без конфликтов, общество порядка, социального равновесия и «золотой середины».

Преклонение перед властью, которого требует конфуцианство, плохо сочетается с идеей демократии. Очевидно, поэтому все страны, испытавшие влияние этой идеологии, тяготеют к тоталитаризму. Даже в Японии, где демократия была установлена с помощью американцев в 1945 г., в обществе и организации бизнеса сохраняются строгие иерархичность и субординация.

Буддизм

Буддизм, по разным данным, насчитывает от 350 до 600 млн приверженцев и является не столько религией, сколько отношением к жизни, стремлением к внутреннему совершенству.

На Западе существует представление о полной аполитичности буддизма, однако оно далеко от истины. Просто буддисты всегда предпочитали влиять на мир через умы его властителей. Так происходило во времена императора Ашоки (268—231 до н. э.), который положил буддийские принципы в основу своих знаменитых Указов. Ашоке удалось объединить под своей властью Северо-Восточную, Северную и Центральную Индию и распространить учение Будды на соседние страны, в том числе и на Шри-Ланку.

Наиболее политизированным направлением этого мировоззрения является буддизм «большой колесницы» — махаяна. В отличие от тхеравады («малой колесницы»), проповедующей индивидуальное просветление и очищение, махаяна предполагает возможность коллективного спасения. Последователи «Большой колесницы» могут временно отказаться от работы над собой и посвятить себя воспитанию других людей. В этом случае они считаются истинно святыми и заслуживают особого почитания.

Буддизм открыто включился в политическую деятельность с конца XIX в., главным образом на волне противостояния политической и культурной экспансии Запада. Обычно в основе буддийской политики лежит принцип пассивного сопротивления злу. Например, в 1988 г. в Бирме, выступая против военного режима, буддийские монахи отказались принимать милостыню от тех, кто сотрудничает с властями. Пожертвования играют огромную роль в жизни последователей буддизма: согласно учению с реинкарнации, дающий милостыню обретает заслуги в будущей жизни. Поэтому власти долго не решались бороться с монахами насильственным путём.

В 2007 г. массовые акции бирманских монахов против произвола правительства получили название «шафрановой революции».

Автор: Ирина Меркина




Поделиться ссылкой