Степень эффективности развития политической системы, сущность общества в значительной мере зависит от уровня политической активности граждан, от того, насколько глубоко они осознают собственные интересы, а также от их желания реализовать возможности, обеспечиваемые различными вариантами политического участия.
Степень потенциального участия может быть определена существующими политическими правами, реализация которых способствует разделению граждан на две группы:
Учёные расходятся во мнениях, считать политическое участие деятельностью обеих упомянутых групп или только одной (рядовых граждан).
Среди основных функций политического участия следует выделить включение личности в систему властных отношений. Кроме того, посредством политического участия реализуется стремление индивида стать частью разнообразных форм, которые могут обеспечить жизнедеятельность и повлиять на индивидуальное развитие.
Политическое участие может быть непосредственным (или прямым) и опосредованным (или представительным). Основные формы проявления прямого участия:
Реализация опосредованного участия осуществляется с помощью выбранных представителей (от партий либо от любых заинтересованных групп), которые получают определённые полномочия для принятия конкретных решений.
Упомянутым видам (формам) политического участия во многом соответствуют и некоторые политические роли: члена партии, избирателя и т. д. Как правило, политическое участие подразумевает конкретное действие. Причём участие должно основываться исключительно на добровольных началах и не может превращаться в обязанность (как, например, служба в армии или плата налогов). Не менее важным является действительность участия — наличие реальной альтернативы, выбора.
Существует несколько типов политического участия граждан. Участие граждан, которое является добровольным и свободным и преследует собственные личные или же групповые интересы, называется автономным. Участие, имеющее принудительный характер, называется мобилизованным. Мобилизованное участие не исключает возможности использования морального или финансового стимулирования. Основными формами подобного стимулирования можно считать премии или же предоставление отгулов. Мобилизованное участие характерно для тоталитарных и авторитарных политических режимов, в то время как автономное — для демократических режимов.
Кардинально противоположным политическому участию действием можно назвать безразличие и полное отсутствие интереса к политике, даже демонстративное неучастие — абсентеизм.
Какие же причины провоцируют подобное явление? В первую очередь — полнейшая апатия к проявлениям политической жизни. Зачастую основным мотивом является нежелание отвлекаться от собственных дел в пользу государства. Это характерно для развитых демократических стран, поскольку их граждане полностью уверены в своём будущем за счёт сохранения определённой стабильности.
Не менее важной причиной выступает разочарование граждан вследствие потери доверия к претендующим на власть политическим организациям и кандидатам. Подобная ситуация происходит при понижении уровня жизни, в ситуациях, когда проводимые реформы не обеспечивают быстрых результатов. Существенным элементом, обеспечивающим потерю доверия, следует назвать коррупцию во власти, чрезмерные злоупотребления чиновников. Проводимые в стране выборы приводят лишь к смене персоналий во властных структурах и не дают качественных изменений.
Ещё одной существенной причиной абсентеизма является неспособность граждан сделать качественный выбор. Это порождает неуверенность и желание избежать политического участия. Для преодоления абсентеизма такого рода необходимо обладание конкретными знаниями и умениями, которые связаны с избирательным процессом.
Ответ. 2.
Ответ. 135.