Стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром — это психологическое состояние, возникающее у заложников, когда они начинают сочувствовать захватчикам и поддерживать их требования. Автором данного термина считают криминалиста Нильса Биджерота, использовавшего его при анализе инцидента в Стокгольме в августе 1973 г.

Бронетехника на улицах Буденноска. 16 июня 1995 г.
Бронетехника на улицах Буденноска. 16 июня 1995 г.

Два рецидивиста в течение шести дней удерживали в банке сотрудников — мужчину и трёх женщин, требуя выделить им большую сумму денег и дать возможность безнаказанно скрыться. Бандиты угрожали захваченным людям смертью в случае штурма здания и даже надевали им на шеи верёвочные петли. При этом заложники сами настаивали на выполнении условий своих мучителей и критиковали действия властей. Уже после освобождения они выступали в защиту рецидивистов на суде и рассказывали журналистам, что больше боялись полиции, а не захватчиков, которые не делали им ничего плохого.

Этот эпизод нельзя отнести к террору, но он очень показателен как пример синдрома, который проявляется и во время терактов. Например, в ходе захвата отрядом чеченского полевого командира Шамиля Басаева больницы в Будённовске (14— 19 июня 1995) заложники тоже просили власти не начинать штурма, а выполнить условия террористов. Во время теракта в московском Театральном центре на Дубровке (23—26 октября 2002 г.) некоторые заложники и их близкие говорили о справедливости требования террористов прекратить военные действия в Чечне.

Ещё одним примером стокгольмского синдрома стал захват посольства Японии в Перу в декабре 1998 г. Члены перуанской экстремистской группировки "Революционное движение имени Тупака Амара» оккупировали резиденцию посла, где по случаю праздника находилось около 500 гостей, и потребовали освобождения из тюрем своих сторонников. Лидеры западных стран, чьи дипломаты оказались в плену, настаивали, чтобы власти Перу пошли на любые меры ради обеспечения безопасности заложников — вплоть до выполнения условий террористов. Спустя сутки экстремисты освободили десятерых дипломатов, пообещавших быть посредниками в переговорах между ними и президентом страны А. Фухимори. Через две недели было выпущено ещё 220 заложников, которые тут же выступили с заявлениями о правоте и справедливости борьбы «революционеров». Главаря террористов, жестокого фанатика Нестора Картолини один из освобождённых характеризовал как вежливого и образованного человека, преданного своему делу. Только спустя четыре месяца все заложники были освобождены, а террористы уничтожены.

Участник революционного движения имени Тупака Амара
Участник революционного движения имени Тупака Амара

Известны случаи, когда заложники предупреждали террористов о появлении спецназовцев. Этот рефлекс порой сохраняется даже после того, как кого-то из заложников убивают на глазах остальных. Стокгольмский синдром — явление, объяснимое с психологической точки зрения, но крайне опасное. Главная же опасность состоит в том, что порой всё общество начинает ощущать себя заложником террора и сочувствовать террористам.




Поделиться ссылкой