Афинский акрополь

Уже много веков люди тщетно пытаются словами описать впечатления от афинского Акрополя. Как правило, все сводится к громким, но маловыразительным эпитетам: прекрасный, величественный, грандиозный, снова прекрасный…

Афинский акрополь

Никому не удалось внятно сформулировать, в чем же заключается сила воздействия этих развалин на человека, стоящего у их подножья. Ведь этот человек видел руины и более древние, и более монументальные... Секрет, скорее всего, в подсознательном узнавании античных линий и пропорций, тысячекратно повторенных в архитектуре и искусстве последующих эпох. Ведь Акрополь — колыбель той культуры, на которой выросла вся западная цивилизация. Находясь рядом с ним, мы как бы заглядываем в свое прошлое — именно свое, а не канувших в историю царей и фараонов. Древние греки создали искусство не подавляющее человека, а соразмерное свободному, сильному и бесстрашному созданию, почти равному богам. Не случайно говорят о чувстве гордости за человечество, которое порой охватывает посетителя Акрополя.

Акрополем (от греч. «акрос» — «верхний» и «полис» — «город») древние греки называли возвышенную и укрепленную на случай войны часть города. Здесь обычно возводили храмы богов — покровителей данного места.

Посейдон, Аполлон и Артемида. Фрагмент фриза Парфенона
Посейдон, Аполлон и Артемида. Фрагмент фриза Парфенона

Над всеми зданиями и скульптурами афинского Акрополя доминировал величественный Парфенон — храм Афины Парфенос (Девы) с его десятиметровыми колоннами. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали его так, что зритель сначала видел здание в три четверти, охватывая взглядом полный объем и получая представление обо всем облике храма. Следовало обойти Парфенон по периметру, чтобы приблизиться к его главному фасаду.

Визитная карточка Греции

Афинский Акрополь

Ни один из сохранившихся на Балканском полуострове «верхних городов» не может сравниться по своему величию и грандиозности с Афинским акрополем. Он стал своеобразной визитной карточкой не только столицы Греции, но и всего государства. Являясь одним из самых посещаемых объектов мира, он потрясает умы современников, свидетельствуя о высоких достижениях афинян в вопросе строительства и чувстве прекрасного.

Афинский акрополь расположен на холме высотой 156 м и поэтому виден из любой части города. История этого грандиозного сооружения начинается примерно с XVI в. до н.э. Основателем Афинского акрополя считается первый афинский царь — Кекропс. В те времена это был просто холм с царской резиденцией.

Кариатиды храма Эрехтейон
Кариатиды храма Эрехтейон

В V в. до н.э. под руководством «отца-основателя» афинской демократии правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в акрополе ведется активное строительство. В этот период на территории акрополя были построены главный храм Афин — Парфенон, храм Ники Аптерос, храм Эрехтейон, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. В наши дни остатки этих сооружений и составляют Афинский акрополь.

Как добраться

До Акрополя можно добраться, выйдя на следующих станциях метро: Акрополи (ближайшая), площадь Синтагма, станция Тиссио, площадь Монастираки и площадь Омония (самая удаленная). Далее, следуя указателям или просто «на глаз», вы доберетесь до Акрополя.

Когда лучше поехать

Ехать можно в любое время года. Собираясь насладиться античными храмами, помните, что в Греции все государственные музеи и галереи не работают по понедельникам.

Самая грандиозная достопримечательность

Наиболее значительным объектом Афинского акрополя считается Парфенон — главный храм древних Афин, посвященный богине Афине-Девственнице. Масштаб этого строения даже сегодня внушает уважение к древнегреческим зодчим.

Знаменитый Парфенон
Знаменитый Парфенон

Памятник был возведен из пентелийского мрамора, который добывали вблизи Афин. Кладка осуществлялась по сухой методике, без цемента. Блоки вытачивали и плотно подгоняли друг к другу. Фасад был украшен многочисленными фризами, статуями, барельефами античных богов и их слуг.

Один из первых театров

По мнению многих историков, театр Диониса, расположенный на территории акрополя, является наиболее древним театром в мире. Его 67 рядов вмешали в общей сложности до 17 тыс. зрителей. К слову, численность свободного населения Афин достигала примерно 35 тыс. человек. В римскую эпоху театр посещали императоры Адриан и Нерон. Второй даже выступил здесь. А в дальнейшем театр стал сиеной не для комедий и трагедий, а для кровавых гладиаторских боев.

Театр Диониса
Театр Диониса

Эрехтейон

Главный храмовый комплекс Афин, разумеется, был посвящен хранительнице города Афине Палладе. Мореплаватель, приближаясь к Афинам, издалека видел блестящий шлем и золотое копье богини. Она называлась Афина Промахос (Воительница) и была отлита из бронзы знаменитым скульптором Фидием, руководителем застройки всего комплекса. Позади нее возвышался выстроенный неизвестным архитектором Эрехтейон — храм Афины и Посейдона, самое старое святилище города. На его месте, согласно мифу, оба бога когда-то спорили за обладание Аттикой.

Эрехтейон
Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним. Два входа, с севера и востока, были оформлены ионическими портиками

Три портика храма расположены на разных уровнях — эта асимметрия уникальна для греческой архитектуры. Перекрытие южного портика поддерживали легендарные кариатиды — скульптуры молодых жриц. В Эрехтейоне хранился священный ксоан (деревянная статуя) Афины, по преданию упавший с неба.

Для греков скульптуры с неизменной «архаической» улыбкой на губах были даже не изображениями богов, а практически самими персонифицированными богами. Мастера стремились сделать их живыми, для чего мрамор раскрашивался. Тон человеческой кожи достигался втиранием смеси воска и оливкового масла или шафрана и молока.

Гарем Паши в античном храме

Музей Акрополя
Музей Акрополя

После заката Античности судьба Акрополя сложилась трагично. В V в. Парфенон стал церковью Богоматери, а статую Афины Парфенос перевезли в Константинополь. Завоевавшие Грецию в XV в. турки превратили храм сначала в мечеть, потом в арсенал. В Эрехтейоне разместился гарем паши, из блоков храма Ники Аптерос выложили бастион. В 1687 г. ядро с венецианского корабля разрушило центральную часть храма Афины Девы.

В дальнейшем Акрополь не раз подвергался разграблению «любителями древностей», в результате чего бόльшая часть его сокровищ оказалась в Британском музее и Лувре. В музее Акрополя сегодня можно увидеть лишь немногие уцелевшие ценности, среди них — скульптура «Мосхофор» («Несущий тельца»), архаические коры, скульптуры из убранства Парфенона и кариатиды. На территории комплекса установлены их копии. Основные реставрационные работы в Акрополе проводились в конце XIX в.

Квадрига для Паллады

Акрополь
Акрополь

Ансамбль Акрополя помимо Парфенона и Эрехтейона включал также парадный вход — Пропилеи (архитектор Мнесикл) и храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат). От предыдущих строений IV в. до н. э. сохранился фундамент храма Афины Гекатомпедон (храма длиною в сто шагов) и фрагменты скульптур с его фронтонов. К более древним временам относится и четверка коней, посвященная Афине после победы греков над спартанцами и их союзниками в 506 г. до н. э. Получив большой выкуп за пленных, афиняне вывесили снятые с них оковы на стенах Акрополя, а десятую долю выкупа потратили на бронзовую квадригу для Паллады.

Одна из причин побывать здесь

В мире редко встретишь место с такой концентрацией храмов, как в Афинском акрополе. Здесь есть даже храм Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы. В одной руке она держала шлем, а в другой — плод граната, символизирующий мир. Кстати, богобоязненные афиняне не устрашились умышленно лишить статую богини крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала священный город.

В 1987 г. афинский Акрополь включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Поделиться ссылкой