Во Флоренцию стоит приехать хотя бы потому, что количество культурных шедевров на квадратный метр площади здесь зашкаливает даже по сравнению с остальной итальянской территорией. Мало кто помнит, что с 1865 по 1871 г. столицей Королевства Италия (провозглашенного в 1860 г.) была именно Флоренция. Но почти каждому известно, что этот красивейший город, основанный в 59 г. до н. э. легионерами Юлия Цезаря, является столицей итальянского Возрождения.
Имя Флоренция происходит от латинского слова «цветущая». Для того чтобы понять это, достаточно подняться на площадь Микеланджело, откуда вся Флоренция видна как на ладони. Древний центр города в окружении садов и кипарисов прекрасен!
Столицу Тосканы делит надвое величавая река Арно. На ее северном берегу расположено сердце города — район Исторического центра. Флоренция не зря гордится этим небольшим по площади отрезком земли, ведь именно он был включен ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия. Центр района — площадь Дуомо, рядом творение великого Джотто — колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Здесь же находится баптистерий Святого Иоанна — покровителя города. В историческом центре множество и других архитектурных шедевров, в создании которых принимали участие Донателло, Микеланджело, Брунеллески.
Сан-Лоренцо — другой центральный район города, который на протяжении веков славился двумя своими составляющими — торговлей и искусством. Название району дал храм, который был возведен здесь еще в IV в. н. э. Второе имя этого места — «квартал Медичи». Именно в храме Сан-Лоренцо покоятся практически все представители этой знатной фамилии. Здесь также находится не менее величественный монастырь Сан-Марко и знаменитый Центральный рынок.
Район Санта-Кроче, лежащий к востоку от центра, тоже позаимствовал свое название от одноименной церкви, считающейся одним из главных украшений города. Здесь внимание путешественников непременно привлекут дворцы Кокки-Серристори, Спинелли, Антелла и дом знаменитого живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Перейдя через знаменитый мост Понте-Веккьо, можно оказаться в районе Ольтрарно. Здесь взору открываются прекрасные музеи (например, Галерея современного искусства, Музей серебряных изделий, Галерея Палатина), великолепные храмы (в частности, Санта-Мария-дель-Кармине с удивительными фресками Мазаччо, Филиппо Липпи и Мазолино) и изысканные ресторанчики, где готовят блюда исключительно по флорентийским рецептам.
Район Коверчано отличается огромным количеством церквей и монастырей, каждый из которых представляет еще и важную художественную ценность. Несмотря на свою отдаленность от центра сюда стоит выбраться хотя бы ради храма Святой Катарины Сиенской или древней романской церкви Сан-Бартоломео-Джиньоро.
Флоренция часто ассоциируется с галереей Уффици. Здание, построенное в конце XVI в. по проекту Вазари и расположенное рядом с палаццо Веккьо, первоначально предназначалось для канцелярии городского управления, отсюда и название: «уффици» — «офис». Однако оно почти сразу же «ушло» под художественную галерею.
Благодаря стараниям семейства Медичи и Лорано Уффици — одна из старейших галерей мира — обладает уникальнейшим собранием картин эпохи Возрождения. Джотто и Боттичелли, Рафаэль и Тициан, Леонардо да Винчи и Микеланджело... Увы, попасть в Уффици не всегда удается даже в составе туристической группы. Последнее время власти уделяют большое внимание реставрации галереи, потому она довольно часто бывает закрыта.
Чтобы ощутить литературный дух города, достаточно вспомнить только одного уроженца Флоренции — Данте Алигьери, которого считают отцом литературного итальянского языка. Свою «Божественную комедию» он писал не на общепринятой тогда латыни, а на флорентийском (тосканском) диалекте, придав последнему такое совершенство, что этот диалект стал впоследствии основой современного языка Апеннин.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, базилика Сан-Лоренцо, базилика Сан-Марко, церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца, галерея Уффици, Понте Веккьо, музеи Палаццо Питти, национальный музей, Палаццо Веккьо, Палаццо Питти, Палаццо Медичи-Риккарди, площадь Синьории, площадь Св. Марка, Понте Санта-Тринита.
Прямых рейсов из России во Флоренцию нет. Чтобы попасть в цветущий тосканский город, необходимо сделать пересадку в одном из европейских городов. Аэропорт им. Америго Веспуччи находится в 5 км к западу от центра города.
Лучшее время для посещения Флоренции, чтобы пополнить свой культурный багаж, — это ранняя весна и осень.
Чуть поодаль от Сакрального Центра расположено палаццо Веккьо (Старый дворец). Проектировал его Арнольфо ди Камбио (он же архитектор и собора Санта-Мария дель Фьоре). Своим названием дворец обязан семейству Медичи, которое многие годы своего правления использовало его как резиденцию, а в середине XVI в. перебралось в новый дворец — палаццо Питти. В XVII в. на башне установили часы, которые ходят до сих пор. В настоящее время здесь располагается ратуша.
Ди Камбио создал еще одну достопримечательность Флоренции — церковь Санта-Кроче, своеобразный пантеон Флоренции. Здесь похоронены около 300 знаменитейших людей города: литераторов, музыкантов, ученых.
За палаццо Питти расположены знаменитые сады, считающиеся настоящим музеем садовой скульптуры. Стремясь подчеркнуть достаток и влиятельность семьи, Медичи не скупились на обустройство сада, в результате парк, наполненный всевозможными фонтанами, гротами, беседками и скульптурами, стал прообразом всех известных европейских садов, в первую очередь Версаля.
Музей, расположенный в средневековом дворце Кастеллани (XI в.), посвящен истории развития науки и включает уникальную коллекцию предметов, собранных двумя итальянскими династиями — Медичи и Лотарингами. Среди экспонатов — личные вещи и приборы, использовавшиеся для научных изысканий Галилео Галилеем, а также ряд артефактов XV–XVIII вв., включая редчайшее собрание глобусов и гигантскую армиллярную сферу Антонио Сантуччи. Практически все представленные экспонаты, в том числе самые старые, находятся в рабочем состоянии, и каждый из них удивляет тонкостью исполнения и сохранностью.
Самый старый мост в городе и единственный, практически не изменившийся с момента своей постройки в XIV в. Испокон веков в самом узком месте реки Арно существовал брод, позже сменившийся деревянным мостом. Архитектором трехарочной конструкции выступил Нери ди Фьораванти, а уже вскоре после строительства на мосту обосновались мясные лавки. В жарком климате мясо в этих лавках очень быстро портилось, за что мост получил славу самого зловонного места в городе. Так продолжалось до 1556 г., когда герцог Тосканы Козимо I распорядился построить над мостом переход, соединяющий Палаццо Веккьо и Питти. После чего мясные лавки сменили ювелирные, а мост стали называть «золотым». Автором проекта коридора выступил Джорджо Вазари, чье имя сегодня и носит галерея моста, использующаяся как небольшой художественный музей.
Лучшей смотровой площадкой Флоренции, откуда как на ладони просматривается весь город, является площадь Микеланджело. Расположена она на холме, в окружении садов Бардини и Боболи, и всегда полна людей, пришедших сюда за великолепными видами. В центре довольно большой площади расположена копия скульптуры Давида работы Микеланджело (оригинал хранится в Галерее Академии изящных искусств). Особенно притягательно это место вечером, когда небо над городом окрашивается в закатные цвета.
Дворец, предстает в образе настоящего средневекового замка. Построенный как городская ратуша и резиденция городских правителей в 1256 г., он успел побывать и казармой, и городской тюрьмой, а в 1859 г. стал национальным музеем, в котором размещается уникальная коллекция скульптуры XIV–XVI вв., в том числе авторства Микеланджело, Донателло и Бенвенуто Челлини.