10 самых знаменитых железных дорог мира

Путешествие на поезде может стать уникальным опытом. Кто-то пользуется поездами, потому что боится летать, а кто-то жить не может без того, чтобы смотреть в окно и медитировать на пролетающий мимо пейзаж. Есть такие железнодорожные маршруты, путешествие по которым — все равно что осмотр обязательных достопримечательностей или авантюрное приключение.

«Восточный экспресс» (Париж, Франция — Стамбул, Турция)

Восточный экспресс

Поезд, курсировавший с 1883 г. между Стамбулом и Парижем, овеян мифами и легендами, а известности ему добавил роман Агаты Кристи. Когда в 1974 г. на экраны вышел фильм «Убийство в „Восточном экспрессе"», знаменитый состав был уже расформирован и вагоны разошлись по всему свету. Популярность фильма спасла легендарный поезд и вернула его к жизни. Два уцелевших вагона купил в Монте-Карло на аукционе «Сотбис» британский бизнесмен, который затем и отыскал еще 35 вагонов. Отреставрированные, они снова встали на рельсы в 1982 г., но отправились по другому маршруту, из Лондона в Венецию.

Сегодня на «Восточном экспрессе» можно прокатиться по разным маршрутам: например, из Стокгольма в Венецию за 7 дней. Восстановлен и исторический маршрут из Парижа в Стамбул с остановками в Будапеште и Бухаресте, правда, обойдется такое путешествие в 20 тыс. долларов. Билеты можно заказать на сайте.

«Ледниковый экспресс» (Церматт — Санкт-Мориц, Швейцария)

Ледниковый экспресс

Один из самых красивых железнодорожных маршрутов в мире — «Ледниковый экспресс» — курсирует между горнолыжными курортами Церматт и Санкт-Мориц. За 8 ч пассажиры увидят альпийские луга, горные леса, милые деревушки, заснеженные вершины, ледники и озера.

Поезд проходит через 91 туннель и по 291 мосту и преодолевает перевал Оберальп на высоте 2033 м над уровнем моря. Чтобы пассажиры ничего не упустили, путешествие сопровождается комментариями гида на разных языках. Подробности можно узнать на сайте www.glacierexpress.ch. На северном склоне горы Маттерхорн расположен курорт Церматт. Передвигаться по Церматту можно только пешком, в конном экипаже или на электромобиле.

«Эль Чепе» (Лос-Мочис — Чиуауа, Мексика)

Эль Чепе

За 14 ч современный поезд Чиуауанско-Тихоокеанской железной дороги доставит из городка Лос-Мочис в Чиуауа. Посмотреть в дороге есть на что: скалы и водопады, заросли кактусов и сосновые леса, высокогорные равнины и пейзажи земель племени тараумара. Вы увидите 6 каньонов, 86 туннелей, 37 мостов и поднимитесь на 2400 м над уровнем моря — с такой высоты можно даже разглядеть пляжи на побережье Тихого океана. Поезд делает 15 остановок, главной из которых является «Медный каньон». Билет в одну сторону по этому инженерному чуду Мексики стоит около 1000 долл.

Схему маршрута и расписание движения поездов можно узнать на сайте www.chepe.com.mx. Медный каньон — главная причина отправиться в путешествие на «Эль Чепе». Медь в каньоне никогда не добывали, однако густые заросли лишайника придают его склонам и ущельям вид окисленной меди. Площадь каньона составляет 65 тыс. км2.

«Голубой экспресс» (Кейптаун — Претория, ЮАР)

Голубой экспресс

Маршрут связывает Кейптаун со столицей ЮАР, городом Претория. Поезда «бегают» уже с 1923 г. и из способа передвижения превратились в туристическое развлечение. Вагоны роскошны, поэтому поезд еще называют «джентльменским клубом на колесах», за «членство» в котором нужно заплатит не меньше 1500 долларов. В ресторане подают изысканные блюда, дорогие сигары и коллекционные вина, чтобы пассажиры не заскучали за 27 ч пути. Маршрут проходит через саванну национального парка Крюгера, так что жирафов, антилоп и буйволов, если повезет, можно увидеть прямо из окна.

Расписание и стоимость билетов смотрите на сайте www.bluetrain.co.za. Хотя Претория, столица ЮАР, пользуется меньшей популярностью, чем Кейптаун, там тоже есть, на что посмотреть. Погуляйте по Церковной площади, где находятся Старое здание правительства, Здания Первого национального и Старого нидерландского банков и Дворец правосудия, в котором приговорили Нельсона Манделу к пожизненному заключению.

Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва — Владивосток, Россия)

Транссибирская железнодорожная магистраль

Транссибирская железнодорожная магистраль — одна из самых длинных железных дорог в мире и легендарный маршрут, проехать по которому стоит хотя бы раз в жизни. Путешествие займет много времени, но запомнится многочисленными станциями, меняющимся до неузнаваемости пейзажем, бескрайними просторами и интересными попутчиками. Почти 10 тыс. км железнодорожных путей можно преодолеть за 6–7 дней, побывав в 10 часовых поясах. Из Москвы поезд идет во Владивосток, но многие ограничиваются Иркутском, чтобы совместить Транссиб с посещением озера Байкал.

Обязательно следует включить в поездку по Транссибирской железнодорожной магистрали путешествие по Кругобайкальской железной дороге, связывающей поселок Култук и порт Байкал. До революции ее называли «золотой пряжкой стального пояса России». Дело в том, что этот участок пути соединял разорванный озером Байкал Транссиб и был самым дорогим проектом в истории строительства дорог в Российской империи. Подробности размещены на сайте www.krugobaikalka.ru.

Вест-Хайлендская железная дорога (Глазго — Маллейг, Шотландия)

Вест-Хайлендская железная дорога

По Вест-Хайлендской железной дороге до сих пор ходят настоящие паровозы, а сам маршрут был назван лучшей исторической дорогой в мире. Из Глазго пассажиры могут добраться до городков Форт-Уильям и Маллейг и полюбоваться в пути живописными холмами Шотландии. Поезд проходит и по самому большому виадуку XIX в. — Гренфиннану. Однако дорога прославилась не только благодаря природным и архитектурным красотам: именно на этом поезде ехал в Хогвартс Гарри Поттер. Из Лондона настоящий поезд не ходит, но фанатов это не смущает, и они с удовольствием покупают билеты.

Расписание движения поездов можно узнать на сайте www.scotrail.co.uk/timetables-routes/1801. Не спешите уезжать из Глазго. Этот город не только самый большой в Шотландии. Он также славится как центр искусств. Здесь более 30 музеев и картинных галерей, особое место среди которых занимает коллекция Баррелла, одно из богатейших частных художественных собраний в мире.

«Синкансэн» (Токио — Осака, Япония)

Синкансэн

Неудивительно, что суперскоростная современная железная дорога появилась в Японии. Первая скоростная линия между Токио и Осакой открылась еще в 1964 г. накануне XVIII летней Олимпиады в Токио и быстро завоевала любовь пассажиров. Сегодня путешествие из современной столицы Страны восходящего солнца в столицу древнюю занимает всего 2,5 ч. «Синкансэн» славится не только скоростью, но и пунктуальностью (среднее ежегодное опоздание поезда составляет менее 1 мин), надежностью и безопасностью. За 35 лет не зафиксировано ни одной аварии со смертельным исходом, а общее число перевезенных пассажиров превысило 6 млрд человек.

В Киото, уголке средневековой Японии, можно найти множество интереснейших достопримечательностей: храм Рёан-дзи и сад камней, храмы Кинкакудзи и Киёмидзу-дэра, замок Нидзё-дзё, императорский дворец, район гейш Гион и многочисленные чайные домики.

Фломская железная дорога (Мирдал — Флом, Норвегия)

Фломская железная дорога

Норвежская железная дорога Флома протяженностью 20,2 км начала работу с 1940 г., но до сих пор остается весьма необычной. Дело в том, что она проходит через самую известную достопримечательность страны — норвежские фьорды. Пассажиры увидят водопады, речные долины и крутые горные отроги. За время путешествия поезд поднимается на высоту 865 м над уровнем моря, причем постепенно: на 1 м каждые 18 м пути.

Фломская железная дорога считается не только одной из самых красивых, но и одной из самых крутых в мире. Построить дорогу в горах было непросто, поэтому около трети маршрута проходит через выдолбленные вручную туннели. Путешествие по Фломской железной дороге — это возможность полюбоваться самым длинным и глубоким фьордом Норвегии — Согнефьордом. Он простирается на 200 км, а по его берегам расположены ледники и самые высокие в Норвегии горы. Купить билеты на Фломскую железную дорогу и узнать расписание можно на сайте www.visitflam.no/flaamsbana.

Дарджилингская железная дорога (Дарджилинг — Силигурии, Индия)

Дарджилингская железная дорога

Поездка из Силигури в предгорьях Гималаев до Дарджилинга занимает около 8 ч. За окном джунгли сменяются долинами, чайные плантации — лесами. Высоченные горные пики кажутся совсем близкими. Дорога настолько уникальна, что была занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вся эта красота (в том числе и индийский колорит) доступна за чисто символическую плату. Сегодня Дарджилинг-Гималайская железная дорога является одной из немногих в мире, активно использующих паровую тягу. До сих пор по маршруту ходят 12 из 35 паровозов, построенных в конце XIX в.

Для туристов в высокий сезон (с октября по декабрь и с марта по май) на участке Дарджилинг — Гум, протяженность которого составляет всего 10 км, ходят специальные поезда. Эти рейсы получили название «Джой Райд». Путешествие займет меньше часа, а впечатлений от поездки на паровозе будет предостаточно. Детали можно уточнить на сайте www.dhr.indianrailways.gov.in.

«Евростар»( Лондон, Великобритания — Париж, Франция)

Евростар

Проехаться на поезде под Ла-Маншем заманчиво, однако во время путешествия по Евротуннелю красивых видов не будет. Поезд развивает скорость до 300 км/ч и домчит из Лондона в Париж всего за два с небольшим часа. Маршрут сразу стал популярным — удобно, быстро, недорого: билет в один конец стоит от 65 фунтов, а пассажиры существенно экономят время, отправляясь из центра одной столицы в центр другой, минуя пробки по дороге в аэропорт и длительный процесс регистрации на рейс. Узнать расписание поездов и купить билет можно на сайте www.eurostar.com.

Поезда курсируют между лондонским вокзалом Панкрасс и парижским Северным вокзалом. На «Евростаре» можно добраться не только до Парижа, но и до Брюсселя.




Поделиться ссылкой