Расположенный в междуречье Волги и Клязьмы в 32 км от Иваново, город Шуя привлекает туристов своими неповторимыми речными пейзажами и тихим уютом старины. Через город с севера на юг протекает речка Теза, приток Клязьмы, разделяя город на две части. Несмотря на компактность исторического центра, охватить все достопримечательности города за один день вряд ли удастся, ведь при всем многообразии исторических памятников сама атмосфера города располагает к неспешности и размеренности.
Коренным населением местных земель были финно-угорские племена чудь и меря. Вероятно, само название будущего города произошло от финно-угорского «суо» — болото, озеро, болотистая местность. По другой версии слово «шуя» происходит от древнеславянского «ошуя», т. е. «слева», «по левую руку» (в данном случае — на левом берегу).
Первое письменное свидетельство о Шуе относится к 1539 году в связи с упоминанием ее в Никоновской летописи среди разоренных татарами городов. Однако предполагают, что уже в середине XIV века Шуя существовала в составе Суздальско-Нижегородского княжества. Поселение было известно под названием Борисоглебская слобода в честь расположенной в нем церкви Святых Бориса и Глеба.
С городом прочно связана фамилия князей Шуйских, владевших им на протяжении почти 200 лет (XV-XVII вв.). Подчеркнем, что княжеская фамилия образована от названия места, а не наоборот, как предполагают многие. Князь Василий Иванович Шуйский, последний царь из рода Рюриковичей, любил бывать в Шуе, где развлекался соколиной охотой. Однако и пришедшая на смену Рюриковичам династия Романовых не обделила Шую вниманием. Здесь во время похода на Казань в 1549 году останавливался царь Иван IV Грозный, вскоре включивший Шую в состав опричнины, своей вотчины. По духовной грамоте Ивана Грозного Шуя в 1572 году была отдана во владение его сыну Федору.
В 1722 году Шую посетил Петр I. По преданию, остановился здесь царь с целью поклониться Шуйской иконе, якобы сразу излечившей его от тяжелой болезни. То же предание повествует, что царь хотел забрать икону в Москву, но шуйские купцы на коленях его отговорили. Некоторое время здесь жила и дочь Петра I царевна Елизавета, любившая охоту в местных лесах. В 1837 году во время своего путешествия по России Шую посетил наследник престола, будущий император Александр II.
В период Смутного времени в 1609 году Шуя была разорена поляками, а через 10 лет — литовскими отрядами.
Во второй половине XVII века поселение активно развивается как промысловый и торговый город. Способствовало этому удобное географическое положение на судоходной реке Тезе, сообщающейся через Клязьму и Оку с Волгой. Отсутствие плодородных почв определило обилие здесь подсобных ремесел. Местные купцы отправляли товары вниз по Волге до Астрахани, а с Макарьевской ярмарки (Нижегородская губерния) они возвращались с рыбой, солью, хлебом и другими товарами.
Наиболее известным шуйским промыслом было мыловарение. Зародилось оно здесь еще в древности, а к XVII веку достигло своего расцвета. Поэтому при учреждении гербов в 1781 году Шуя получила свой герб с изображением бруска мыла. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником». Развивается здесь еще и кузнечное дело, среди ремесленников того времени в документах упоминаются кожевники, скорняки, сыромятники. Кроме того, Шуя являлась одним из центров Суздальской иконописной школы. Среди известных мастеров-иконописцев был Герасим Тихонов сын Иконников. Именно он в 1654 году написал икону Шуйско-Смоленской Божией Матери, признанную впоследствии чудотворной и свято чтимой местными жителями (с конца 1930-х гг. считается исчезнувшей).
В XVIII веке ведущие позиции в местной промышленности занимают полотняные предприятия. А уже в XIX веке Шуя прочно обосновалась среди ведущих центров текстильной промышленности России.
К началу XX века город отличался хорошим благоустройством и высоким культурным уровнем, являясь одним из крупнейших городов Владимирской губернии. В 1918 году образована Иваново-Вознесенская губерния, куда и перешел город Шуя, с 1929 года Шуя стала районным центром Ивановской области.
С городом связана жизнь многих политических деятелей, представителей науки и культуры, среди них: основатель Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. Пушкина) И.В. Цветаев, поэт-символист, филолог, переводчик К.Д. Бальмонт, один из основателей отечественной педиатрии Н.П. Гундобин, художник-пейзажист А.А. Лебедев-Шуйский, г один из создателей МХАТа В.В. Лужский, инженер-конструктор И.А. Лебедев (один из создателей танка Т-34) и многие другие.
К началу XX века архитектурный облик города определяли многочисленные храмы. К 1917 году в городе было 17 церквей. От прежнего величия храмовой архитектуры сохранилось не многое, но то, что было сохранено, достойно пристального внимания.
Комплекс Воскресенского собора (Зеленая пл., 4) по праву считается шедевром русского зодчества первой половины XIX века. Ныне Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Построенный в 1799 году собор отличался особенным великолепием внутреннего и внешнего убранства: лепнина, отделка мрамором, пятиярусный резной иконостас с размещенной в нем Чудотворной Шуйско-Смоленской иконой Божией Матери — все это поражало воображение прихожан. В 1912—1913 годах храм был несколько расширен: появляется новая, обширная и светлая трапезная и воздвигается над западным входом трехглавие (до этого собор имел вид четырехугольника, увенчанного пятью главами).
В 1991 году Воскресенский собор передали РПЦ. Свое место в храме заняла копия утерянной иконы Смоленской-Шуйской Богоматери.
За Воскресенским собором расположен Никольский собор. Это некогда зимний храм при Воскресенском соборе, сооруженный в 1756 году. Композиция его представляет собой одноглавый четверик, перекрытый двускатной клетской кровлей с трапезной и трехчастным алтарем. В 1833 году стараниями купца Д.В. Корнилова к собору пристроен северный придел Митрофания Воронежского. После устройства отопления в Воскресенском соборе Никольский храм служил как ризница, небольшая библиотека и полковая церковь. Закрыт не позже 1930-х годов, занят архивом. Основной вход в собор расположен с южной стороны и украшен портиком, состоящим из широко раздвинутых и сдвоенных в центральной части коринфских колонн. Никольский собор возвращен верующим в 1990-х, отремонтирован. Ныне имеет статус подворья НиколоШартомского монастыря.
Прекрасным памятником архитектуры XIX столетия является церковь Преображения Господня (Никольская; ул. Мельничная, 61). Храм расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В VII веке на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села Мельничного, принадлежавшего изначально князьям Шуйским, а в XIX веке являвшегося поместьем декабриста Н.В. Шимановского. Сегодня бывшее село входит в черту города Шуя.
В архитектурном отношении здание церкви представляет собой сочетание позднего классицизма и псевдорусского стиля, т. к. строилось в несколько этапов. Это двусветный пятиглавый четверик с прямоугольным алтарем, боковыми портиками и трапезной. Первоначально в 1711 году был выстроен деревянный храм; затем пристроили храм в честь Святого апостола Иакова с небольшой колокольней в 1822 году, а затем этот храм превратили в каменный, при этом в теплой его части в 1896 году был обустроен придел Преображения Господня. Неподалеку от храма находится святой источник Николая Чудотворца.
В 1930-х церковь была закрыта, в 1946 году возвращена верующим и более не закрывалась. Начиная с конца 40-х и заканчивая 90-ми годами XX века храм являлся единственным действующим из всех существующих в городе Шуя.
Интересна в архитектурном плане и церковь Александра Невского, небольшой кирпичный храм, открытый в Шуйском духовном училище. Училище размещалось в двухэтажных зданиях на бывшей улице Миллионной с 1880 года. Церковь построена в 1884 году на средства фабриканта В.К. Рубачева. Построенная в 1895 году шуйским купцом Ф.И. Гундобиным, колокольня не сохранилась. Архитектурные формы храма несут черты эклектики, в декоре использованы элементы классицизма и русского стиля. Все фасады четверика завершены треугольными фронтонами, к нему примыкают более узкий западный притвор и пятигранная апсида. Вторая меньшая апсида соединяет церковь с учебным корпусом. В 20-х годах XX столетия в храме размещался спортивный зал. В 1990-х годах церковь возвращена верующим, имеет статус подворья Николо-Шартомского монастыря на территории Шуйского государственного педагогического университета.
Один из самых известных шуйских храмов — Покровский храм, возведенный в 1754 году вместо старейшей в городе деревянной церкви, которая до 1667 года была соборной. Храм находится на Союзной площади, древнейшей площади города, расположенной в центре бывшей крепости, с которой начиналась Шуя. Бесстолпный четверик конструкции храма завершен декоративным пятиглавием с трехчастным алтарем. Храм имеет четырехстолпную трапезную с приделами Иоанна Предтечи и Феодора Стратилата и колокольню в стиле классицизма, пристроенные в 1814-1816 годах купцами Корниловыми.
Киселевская больница (ул. Союзная, 17), одна из главных достопримечательностей Шуи, была основана в 1843 году по заказу и на деньги купцов братьев Киселевых в память их деда и отца, умерших от холеры в 1831 году.
Планировка больничного комплекса соответствует принципам построения городской усадьбы периода классицизма. Крупный главный корпус вытянут по красной линии улицы. Во дворе располагались четыре одинаковых небольших одноэтажных флигеля, в которых находились кухня, баня, прачечная и анатомическая комната. Сам главный корпус — это крупное П-образное двухэтажное здание. Средняя часть его повышена полуэтажом и завершена уплощенным куполом на невысоком барабане. Главный (южный) фасад имеет симметричную трехчастную композицию.
В 1904 году при больнице было создано отделение общества Красного Креста и госпиталь для раненых в Русско-японской войне.
Особого рассмотрения заслуживает больничная церковь, освященная во имя преподобного Василия Епископа Парийского. Устроена она была на втором этаже здания больничного дома. Круглый купол отделяет ее от крыши больничного здания. Стены внутри были отделаны под белый мрамор, свод украшен росписью. В алтаре храма был изображен Дух Святой в виде голубя, окруженный херувимами. На северной стороне больничного дома была устроена деревянная колокольня с семью колоколами (не сохранилась). Убранство интерьеров храма утрачено. Сейчас помещение церкви используется как служебное помещение медицинского учреждения.
В непосредственной близости от Воскресенского собора находятся Торговые возовые весы (Важня). Это уникальный и единственный в своем роде памятник на территории Ивановской области. Выстроены весы были в 1820-е годы в формах классицизма и представляют собой квадратный в плане павильон, каждый фасад которого образован четырьмя парами сдвоенных колонн и треугольным фронтоном. Восьмискатная кровля увенчана ротондой с куполом. Когда-то в центре павильона были установлены весы, куда заезжали возы с товаром. Помимо торговой функции, здание выполняло и другое назначение: отсюда шло верстовое отчисление во всех направлениях, т.е. весы считались центральной точкой города.
В 23 км от Шуи на правом берегу реки Матня расположено село Васильевское, привлекающее туристов своими старинными храмами (первое название села — Матнинский стан). Село изначально имело важное торговое значение и известно с 1554 года, когда оно находилось во дворцовом ведении. Позднее здесь возникает усадьба для царской соколиной охоты. В период Смутного времени здесь было охотничье хозяйство царя Василия Шуйского. Предполагается, что именно во время правления этого царя, возможно, по его имени село стало именоваться Васильевским.
В центральной части села расположен ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Это комплекс, сформировавшийся во 2-й половине XVIII века и полностью завершенный к 1803 году, когда была построена внушительная ограда с башнями-часовнями по углам и высокая пятиярусная колокольня.
Церковь Троицы (1768 г.) представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм с трехчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Клеевая роспись храма исполнена иконописцем из села Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 году. Удивительна история иконостаса храма. В 1768 году жители села Васильевского купили для новой Троицкой церкви своего села обветшалый иконостас Успенского собора города Владимира, состоящий из 29 икон. При обновлении этих икон в 1828 году художником-реставратором Н.И. Подключниковым возникло предположение, что создателем их мог быть Андрей Рублев или его сподвижники. В 1918 году древними шедеврами заинтересовался ученый-искусствовед И. Грабарь, стараниями которого были проведены исследования. Выяснилось, что иконы (приписанные к 1408 г.) принадлежат кисти Андрея Рублева, Даниила Черного и других иконописцев их круга. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные — в Третьяковской галерее.
Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, была построена в 1758 году, перестроена в первой половине XIX века (по-видимому, в 1830-е гг.). Это невысокий, но крупный по размерам храм в формах позднего классицизма.
Церковь Грузинской Богоматери (3-я четверть XVIII в.) — высокий стройный храм, на своде его главного объема имеются остатки написанной маслом живописи.
В 1828 году в Васильевском был построен четвертый храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь). Он размещался на кладбище, на окраине села. При храме была возведена колокольня. Это достаточно крупное и выразительное сооружение, выдержанное в строгих формах зрелого классицизма. Основной объем храма представлен стройной ротондой на четверике с крупной апсидой алтаря. Редким является завершение купольного покрытия ротонды пятиглавием (центральная главка световая).
В настоящее время ведется масштабная реставрация всех храмов села Васильевского.
106-метровая колокольня — одна из самых высоких в России и в Европе. Ее строительство было начато в 1810 году, окончилось же лишь в 1832 году. Изначальный проект колокольни принадлежал итальянскому архитектору Я. Маричелли, но после обрушения третьего яруса конструкции итальянец отстранился от дальнейших работ, а заканчивал строительство талантливый мастер из владимирских крестьян Михаил Саватеев под наблюдением губернского архитектора П.Я. Петрова. В 1891 году на третий ярус колокольни был установлен двенадцатый колокол весом 1270 пудов (более 20 т.), отлитый в Москве на средства фабриканта М.А. Павлова. На момент установки он был седьмым по весу в России. Отлитый по случаю чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной аварии под Харьковом, колокол составлял предмет особой гордости шуян.
На улице Заботина стоит церковь Петра и Павла (храм Святых правоверных апостолов Петра и Павла). Выстроена она была между 1891 и 1893 годами. История храма связана с трагическими событиями 1831 года, когда эпидемия холеры унесла такое количество человеческих жизней, что городское кладбище просто не могло уместить тела для захоронений. В результате было принято решение о захоронении на малозаселенной территории в урочище Рыково. Чуть позже на месте захоронения построена часовня, преобразованная со временем в полноценный храм. А село Рыково было переименовано в Петропавловское по названию церкви. В 90- е годы XIX века церковь была перестроена, рядом была возведена колокольня.
Ныне церковь представляет собой небольшой храм с несколько укрупненными формами, но в традиционном оформлении. Это кубическая постройка, перекрытая куполом с главкой, с алтарем и притвором. Во внутреннем убранстве храма можно увидеть отличный чугунный пол и большую духовую печь, деревянный резной иконостас. В 30-е годы XX века церковь закрыли, в ее здании размещался склад — ограда, купол и колокольня были разрушены. В конце 90-х годов храм был передан в ведение РПЦ, восстановительные работы ведутся до сих пор.
Прогулявшись по окрестностям, вы поймете, что весь центр города с его уникальными зданиями — это музей архитектуры под открытым небом.
Среди примечательных зданий эпохи классицизма, расположенных в центральной части города, можно выделить:
Музей расположен в исторической части города на территории бывшего посада вблизи кремля. Интересно занимаемое им здание: центральная его часть представляет собой типичную городскую застройку начала века, первоначально здесь размещались присутственные места, затем городская дума, в 19041906 годах здание было перестроено и приобрело черты русского стиля.
Экспозиция музея состоит из 4 частей:
Бальмонта.
Адрес: ул. Ленина, 2; тел. 8 493 512 31 10.
Адрес: 2-я Дубковская ул., 33а; тел. 8 903 878 95 95; время работы: сб. и вс. с 10:00, в будни по предварительной записи.
Кроме архитектуры древних храмов в селе можно ознакомиться с Музеем истории и Домом ремесел, представляющих собой единый туристический комплекс. Здесь разработаны музейные экскурсии для детей и взрослых, в ходе которых можно ознакомиться с особенностями крестьянского быта прошлых веков, узнать об истории села.
На студийных занятиях в Доме ремесел мастера проводят мастер-классы по изготовлению старинных оберегов. Вниманию посетителей предложена торговая лавка с широким выбором изделий васлильевских умельцев из ткани, дерева, глины.
Адрес: с. Васильевское, ул. 1-я Восточная, 3; тел. 9-41-89; время работы: по будням с 9:00 до 13:00, экскурсии по предварительной договоренности. Как добраться до с. Васильевского: на рейсовом автобусе, который отъезжает 3 раза в день (утро, день и вечер) от Центральной площади г. Шуи.
На автобусе (из Москвы отправление от ст. м. «Щелковская», 8 рейсов в день, в пути — около 6 часов).
На поезде до ж.-д. вокзала Иваново. Далее на маршрутном такси (отправление от ж.- д. вокзала, интервал 40 мин.) или на рейсовом автобусе (отправление от Ивановского автовокзала).