Старинный город Углич расположился на Волге в 200 км от Москвы и в 97 км от Ярославля. Невероятное количество шедевров православной архитектуры и богатая история привлекают сюда огромное количество паломников и туристов, стремящихся познать самобытную красоту и атмосферу Древней Руси. В месте расположения города Волга делает крутой изгиб, открывая взгляду непередаваемые по красоте пейзажи. Увенчанные золочеными маковками храмов, эти пейзажи навсегда останутся в вашей памяти.
Время основания Углича и происхождение его названия овеяно легендами и предположениями. По преданию, в 937 году из Пскова от князя Игоря и княгини Ольги пришел воевода Ян Плескович (Пскович) с дружиной ради переписи и сбора дани. Он и стал основателем Углича. Единой версии происхождения названия города нет. Его производят от слова «уголь» — на этом месте в древности выжигали уголь; от слова «угол» — город расположен на мысу, который вдается в Волгу и назывался раньше Углец или Углич; от одного из славянских племен — уличи.
В летописях город под названием Углич впервые упоминается в 1148 году при описании междоусобных распрей князей. С 1218 года Углич являлся центром небольшого Угличского удельного княжества. В 1238 году, как и многие города Руси, Углич был дотла сожжен монголо-татарами, но уже при князе Романе (1261-1285 гг.) в городе велось большое строительство. Для жителей Углича князь Роман Владимирович являлся особо уважаемой фигурой. При нем город не поучаствовал ни в одной междоусобице; были построены новые храмы и богадельни, приюты. В 1328 году князь Иван Данилович Калита присоединил город к Москве. В период острого соперничества Москвы с Тверью за великокняжеский стол войска тверского князя Михаила дважды осаждали пограничный Углич. В 1371 году город был взят и сожжен. Московский князь Дмитрий Донской в 1375 году укрепил город и заново выстроил крепость. В 1380 году угличская дружина во главе со своим князем сражалась на Куликовом поле.
В 1462 году Углич переходит во владение Андрея Большого, правление которого было яркой страницей в истории города. Это было время небывалого расцвета и величия города, «золотой век» угличской культуры. Однако после заточения его в монастырь в 1491 году жизнь в городе словно замирает, местный удел полностью переходит в ведение Москвы.
В XVI столетии город, теряя блеск столицы княжества, продолжает развиваться как ремесленный придаток Москвы. Он оставался богатым и многолюдным, входил в число 15 крупнейших русских городов. Большим спросом пользовались производимые в Угличе льняные изделия, «углецкие крашенины», подсвечники-шандалы, секирные замки, светцы для лучин. Местные ремесленники варили селитру и поставляли ее в Пушечный приказ в Москве.
Дальнейшая история Углича во многом определила трагические события Смутного времени. Иван Грозный завещал русский престол сыну Федору, а сыну Дмитрию завещал править в Угличе. Когда в 1584 году царь умер, Дмитрий с матерью были отправлены в свою вотчину, где проживали до 15 мая 1591 года. В этот день люди, сбежавшиеся на звуки набата, застали царевича мертвым — он умер от ножевой раны в горло. Угличане без суда и следствия убили представителей Бориса Годунова, не без основания заподозрив их в убийстве. Власти среагировали незамедлительно: сотни угличан были казнены, заточены в темницы, сосланы в Сибирь. Наказали и набатный колокол, оповестивший жителей о гибели царевича. Его предали позору: сбросили с колокольни, принародно высекли плетьми, вырвали язык и отрубили одно ухо. После этого колокол тоже отправили в ссылку в далекий Тобольск.
Вскоре на Руси начался период Смутного времени, принесший с собой неурожайные годы, голод, появление Лжедмитриев и польско-литовскую интервенцию. Царевич Дмитрий был причислен к лику святых (его мощи были найдены нетленными). Углич несколько раз переходил из рук в руки. После всех ужасов Смуты город был полностью разорен. И только к середине XVII века оживляются ремесла и торговля, начинается активное каменное строительство.
В XVIII—XIX веках Углич окончательно утрачивает свое былое значение. В 1719 году город стал центром Угличской провинции. В это время город славился выделкой кож: здесь располагались 10 кожевенных заводов.
Революция 1917 года и приход к власти большевиков были приняты в Угличе в штыки, здесь вспыхивали восстания, было неспокойно. В годы советской власти город лишился многих исторических памятников, участвовавших в создании неповторимой панорамы города. Однако то, что удалось сохранить, сейчас тщательно оберегается и восстанавливается.
Основные достопримечательности Углича связаны с событиями 1591 года и именем царевича Дмитрия. Начать знакомство с городом лучше всего с Угличского кремля, который ведет свою историю с середины X века, когда на высоком правом берегу Волги было начато строительство укреплений. Когда-то кремль был обнесен валами и деревянными стенами, которые неоднократно разрушались. В настоящее время о былых укреплениях напоминают только остатки рва; стены, башни и мосты были разобраны в середине XVIII века, а вот храмы остались. В зданиях кремля располагается историко-архитектурный и художественный музей. Сегодня архитектурный ансамбль кремля включает княжеские палаты, церковь Димитрия-царевича, Спасо-Преображенский собор, колокольню и здание городской думы.
Княжеские палаты входят в число старейших гражданских зданий, сохранившихся в России. Сегодняшние палаты — это лишь часть огромного комплекса жилых и парадных построек, которые поначалу были деревянными, а при князе Андрее Большом их стали строить из камня. После гибели царевича Дмитрия в палатах проживал шведский принц Густав, сын короля Эрика IV, слывший алхимиком и чернокнижником. Принц был призван в Россию Борисом Годуновым для женитьбы на его дочери Ксении. Вскоре Годунов в Густаве разочаровался и отослал от двора, выделив ему в удел Углич. По преданию, сожженные поляками палаты уцелели по какой-то чудесной причине: мастера-строители, поднимавшиеся на кирпичные стены палат для их разбора, каждый раз падали вниз. В 1890 - 1892 годах палаты пережили серьезную реставрацию, в числе прочих изменений по проекту архитектора Н.В. Султанова к ним было пристроено замысловатое крыльцо с шатровыми навершиями.
Пятиглавый, желтый с зелеными куполами Спасо-Преображенский собор — абсолютная доминанта в архитектурном облике города, важное место паломничества христиан. Некоторое время здесь находились останки царевича Дмитрия, но позже их перевезли в Москву. Собор возведен талантливыми крепостными мастерами во главе с Григорием Федоровым в 1706 году на месте обветшавшего собора XV века. Необычен интерьер собора: роспись стен выполнена в 1813 году под руководством крепостного живописца Т.А. Медведева в стиле итальянского Возрождения и барокко, в 1860 году установлен грандиозный многоярусный резной иконостас. Легкое, без промежуточных опор перекрытие просторного зала открывает возможности для широкого обзора убранства.
Справа от собора расположено здание городской думы (1813— 1815 гг.) — внушительное строение в классическом стиле, украшенное шестиколонным портиком. Ныне здесь отделы музея, архив, библиотека. Слева от собора — колокольня (1730 г.), а дальше — городской сад. К Спасо-Преображенскому собору примыкает еще один Богоявленский собор (зимний, выстроен в 1814-1827 гг. в стиле классицизма), в советское время он сильно пострадал, интерьеры храма восстановлены лишь частично. Сегодня в его здании расположилась картинная галерея.
Адрес Угличского историко-архитектурного и художественного музея: Кремль, 3; тел. 8 485 325 36 78; сайт: uglmus.ru.
Пройдя по мосту через ров, вы выйдете на центральную Успенскую площадь. Прямо перед вами — торговые ряды и гостиница «Успенская» (1860 г.). На углу площади — дом-дворец Евреинова (Успенская пл., 2), один из красивейших каменных домов Углича. Когда-то здесь располагались гостиничные номера, театральный зал, торговые помещения. Сегодня здание занимает местная администрация. Слева в резном деревянном доме расположен Музей городского быта (Успенская пл., 5), где в двух залах воссоздан интерьер жилища угличанина конца XIX — начала XX века. Помимо традиционной экскурсии музей предлагает несколько анимационных программ, которые помогают окунуться в атмосферу ушедшего времени. При музее имеется чайная с интерьером XIX века.
Еще одним интересным музеем является расположенный рядом Музей истории русской водки (Ростовская ул., 1), где собраны разнообразные корчаги, самогонные аппараты и первая механизированная машина по разливу винно-водочной продукции. В экспозиции также представлена коллекция старинных бутылок, водки советского периода, этикетки, старинная посуда, подарочные бутылки из разных стран мира.
Далее, если располагаете временем, можно свернуть влево и пройти к Алексеевскому монастырю (ул. А.И. Шаркова, 27). Основанный в 1371 году по инициативе Алексия, митрополита Московского, на сегодняшний день это самый древний монастырь Углича. До момента основания монастыря здесь находилось языческое святилище, оставшееся еще с дославянских времен.
Вернувшись к улице Ростовской, продолжим знакомство с Угличем осмотром Богоявленского монастыря. Монастырь был основан в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной его части. В 1661 году при проведении работ по возведению новых укреплений кремля монастырь был переведен на новое место вблизи земляного рва на Ростовской дороге.
Если пройти от Богоявленского монастыря дальше по Ростовской, выйдете к кладбищу и невероятной красоты церкви Царевича Димитрия «на поле» (1798—1814 гг.; Ростовская ул., 60), построенной на месте прощания горожан с погибшим царевичем.
Чуть вернувшись назад и свернув на ул. Опарина в сторону Волги, вы выйдете к Воскресенскому монастырю (ул. Спасская, 31/2а). Время и обстоятельства его основания неизвестны, но он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем, управлявшим городом во второй половине XIII века.
Современный ансамбль монастыря относится к XVII веку и состоит из собора и двух церквей, построенных по инициативе митрополита Ионы Сысоевича, который принимал здесь постриг.
Напротив Воскресенского монастыря на берегу Волги расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690 гг.; ул. Спасская, 14), с которой связано местное предание. Согласно легенде, некогда в Угличе жил состоятельный посадский человек Никифор Чеполосов. Однажды его шестилетний сын Иван не вернулся домой после занятий с местным учителем. Как выяснилось, его убил некий Рудак, приказчик Чеполосова. Причина, побудившая Рудака поступить таким образом, неизвестна. В память о погибшем сыне Чеполосов решает воздвигнуть храм. В 1960-е годы реставраторы обнаружили в его северном приделе нишу, где действительно захоронен Ваня Чеполосов. Пятиглавый бесстолпный храм выглядит довольно нарядно, с поясом цветных изразцов, надвратной колокольней и парадным крыльцом. Это крыльцо изображено Н.К. Рерихом на картине «Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи» (1904 г.).
Конечной точкой нашего маршрута является Музей истории гидроэнергетики России, пройти к которому можно по улице Спасской.
Музей расположен недалеко от кремля. В его экспозиции воссозданы интерьеры XIX - XX веков и представлены уникальные экспонаты — символы своего времени, многие из которых являются действующими, среди них — старинное пианино, первый телефон города, граммофон 1901 года и многое другое. Адрес: ул. Спасская, 2; тел. 8 485 322 46 88, сайт: legendy-uglicha.com.
Церковь Димитрия «на крови» (1692 г.) — характерный для конца XVII века бесстолпный пятиглавый храм с трапезной поражает богатством декора фасадов, выделяясь красными стенами, белоснежными наличниками и ярко-голубыми куполами. Выстроена она на месте гибели царевича, там, где ранее располагалась деревянная часовня. Внутри храма сохранились росписи второй половины XVIII века, изображающие смерть царевича Дмитрия и расправу толпы над убийцами. Предположительно роспись выполнена московским мастером Сапожниковым.
Росписи в трапезной посвящены библейскому сказанию о сотворении мира, Адаме и Еве, их грехопадении и изгнании из рая (выполнены мастером Хлебниковым). В храме также можно увидеть знаменитый набатный колокол, пробывший 300 лет в ссылке в Тобольске за то, что известил горожан о гибели царевича и поднял волнения.
Главный храм Воскресенского монастыря — Воскресенский собор — пятиглавый, на высоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами − Михаила Архангела и Иакова. С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной. Стены собора, центральный барабан и галерея так же, как и стены звонницы, украшены поливными изразцами. Здание звонницы соединяет Воскресенский собор с монастырской трапезной и церковью Одигитрии. В нижней ее части были проездные ворота в монастырь. Второй этаж, являющийся продолжением галереи собора, — собственно переход. Над ним располагается небольшая церковь и открытая аркада для колоколов. Завершается звонница небольшой главкой. Третья составляющая монастырского комплекса − трапезная палата с церковью Смоленской иконы Божией Матери, или Одигитриевской. На ней поставлена часовая башня, на которой когда-то были часы с колокольным боем.
Из храмов монастыря до наших дней сохранились:
В центре города отовсюду видны голубые купола Богоявленского собора, постройка которого (по типовому проекту архитектора К.А. Тона) была завершена в 1853 году. Это самый большой храм в Угличе, он обладает строгими и простыми очертаниями, но в то же время он грандиозен и величествен. Помимо главного собора, есть здесь высокие и стройные Смоленская (1700 г.) и Федоровская (1818 г.) церкви с росписями. В советское время строения монастыря использовались как жилые здания, школа, склады. Известно, что в нем провела свое детство поэтесса Ольга Берггольц (1918 – 1920 гг.).
Это уникальный современный отраслевой центр, экспозиция которого включает экспонаты, посвященные историческим фактам строительства гидротехнических сооружений. Здесь нет ни одной таблички «Руками не трогать!», и каждый посетитель найдет для себя массу интересного. Электрифицированные карты, сенсорные экраны с обучающими, информирующими и развлекательными программами, рассчитанными как на взрослых, так и на детей, кинозал — все это оставит у вас наилучшие впечатления от посещения музея.
Адрес: ул. Спасская, 33; тел. 8 485 322 40 66; время работы: вт.– вс. с 09:00 до 18:00, пн. — выходной.
Основная масса туристов прибывает в Углич на теплоходах. Круизами по Волге занимаются многочисленные туристические фирмы.
Можно добраться автобусом (из Москвы отправление от ст. м. «Щелковская».)
Прямое железнодорожное сообщение связывает Углич с Москвой и Санкт-Петербургом.
Автомобильные дороги соединяют Углич с Ярославлем, Москвой, Санкт-Петербургом, Костромой, Тверью. (На автомобиле из Москвы — доезжайте до Сергиева Посада, затем поворачивайте на Калязин. На въезде в Калязин, после железнодорожного переезда, поворачивайте на Углич, далее еще 45 км).