Лингвистический конструктор. Словообразование

«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.»
А.С. Хомяков

Вынесенные в эпиграф слова одного из виднейших славянофилов в полной мере относятся к словообразованию, ведь благодаря ему язык и речь обретают гибкость, легко приспосабливаются к потребностям людей — то есть живут и развиваются. Словообразование иногда рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке, иногда включают в морфологию, ведь, как мы уже говорили, их связь очень велика: например, определенные части речи «отдают предпочтение» определенным суффиксам. Итак, поговорим о том, из чего состоят слова и как они образуются.

Ищем флексию

Слово, как известно, состоит из основы и окончания (флексии). Но всегда ли это так? Мы уже говорили о нулевых флексиях. Скажем, в слове «стол» наличествует именно она, ведь если мы начинаем склонять это существительное, появляется вполне явная, ненулевая флексия: «столА», «столУ» и так далее. Множественное число тоже «демаскирует» флексию — «столЫ». Так что в этом случае даже в именительном падеже единственного числа мы будем выделять основу (традиционно — горизонтальной квадратной скобкой) и флексию — пустым прямоугольником, при изменении формы слова в нем появятся соответствующие буквы.

А вот иноязычное, заимствованное слово «кашне». И во множественном числе, и во всех падежах оно будет выглядеть только так, а не иначе. А флексия — это изменяемая часть слова, и обнаруживаем мы ее именно при изменении! Делаем вывод: слово «кашне» неизменяемое, не имеет флексии и состоит только из основы.

Но и исконно русские слова тоже могут быть неизменяемыми и состоять из одной основы. Вот один из убедительных примеров — слово «завтра».

Но вернемся к флексии. Это очень важная часть слова. Именно она выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и местоимений — падеж и число, у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число и род, у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а у тех, что в прошедшем времени, — род и число.

Делим основу

Основа, в свою очередь, делится на приставку (или префикс), корень и суффикс. Понятно, что приставки и суффиксы есть отнюдь не у всех слов. А вот слов без корня попросту не бывает. Делаем вывод: корень — главная часть слова. Эта часть слова наиболее значимая, то есть позволяет нам понять его смысл, пусть не во всех нюансах, если у слова есть еще и суффиксы, и приставка, но в общих чертах. Слова с одинаковым корнем, конечно, не дублируют значение друг друга, но по корню можно судить, так сказать, об «общих компонентах» их значения. Возьмем, например, пять однокоренных: водник, водопад, водянистый, подводный и водяной. Сразу ясно, что речь идет о чем-то, связанном с водой. А вот разница в значениях реализуется уже за счет суффиксов. Даже из одного этого примера видно, что однокоренные слова чаще относятся к разным частям речи. И суффиксы, повторимся, будут типичным именно для них, этих частей речи.

Суффикс располагается после корня и служит для образования слов. Он тоже значимая (имеющая значение) часть речи. Поясним это на примере. Возьмем типичные суффиксы существительного -чик- и -щик-. С их помощью образуются существительные, распространенные в названиях профессий: «летчик», «фонарщик» (обратите внимание, в первом случае слово образовано от глагола «лететь», во втором — от существительного «фонарь»)... Однако и в словах «прогульщик», «растратчик» — те же суффиксы. Знатоки словообразования говорят нам: эти суффиксы характерны для слов, обозначающих лиц мужского пола по профессии, роду занятий, особенностям поведения.

Поиграйте в «лингвистический конструктор»: возьмите любое слово с любым суффиксом, например -иц- (красавица, мастерица и т. п.), продолжите ряд — и попробуйте найти общее между этими словами. Это общее и будет значением суффикса.

В слове может быть несколько суффиксов («расчетливость» — суффиксы -лив- и -ость-, найти их несложно, образуя однокоренные слова по принципу «наращивания» суффиксов: «расчет» «расчетливый» «расчетливость»). Суффикс -ся, следующий за корнем, как мы помним, чаще называют постфиксом (в словах «вернувшийся», «несущийся» и т. п.), и это более верный термин.

Еще одна значимая часть слова — приставка. Сравните слова «приезд», «отъезд», «съезд», «выезд». Не правда ли, отличия в значении слов сразу очевидны? А так как они различаются только приставками, то и гадать не приходится — в данном примере все дело в этих частях слова.

Итак, и корень, и суффикс, и приставка привносят свое в значение слова.

Скажем также, что и у корней, и у суффиксов, и у приставок бывают варианты. «Берегу», но «беречь» и «береженый» — один из многих возможных случаев вариативности в корнях, «пучок», но «пучка» — в суффиксах. Не обязательно рассматривать только однокоренные слова. Вот пример чередования в аналогичных приставках разных слов: «отнять», но «отобрать». Вариативны и флексии. «Я умываюсь водой», — скажет современный человек. «Я умываюсь водою», — звучит несколько архаично, но понятно, не так ли?

Конструируем слово

Для того чтобы понять, каким образом в русском языке образуются слова, надо рассмотреть способы словообразования.

Приставочный (префиксальный) способ, как видно из названия, — присоединение приставки к исходному слову, при этом новое слово и слово исходное принадлежат к одной и той же части речи. Этот способ — чуть ли не универсальный: с его помощью образуются имена существительные (погода ➝ непогода, бабушка  ➝ прабабушка), прилагательные (лучший ➝наилучший, выше ➝ превыше), местоимения (что ➝ нечто, какой ➝ никакой), глаголы (писать ➝переписать, лететь  ➝ долететь), наречия (всюду ➝ повсюду, верх ➝ вверх).

О суффиксальном способе мы уже говорили. Добавим только, что это основной способ образования существительных, прилагательных и наречий, и новое слово совсем не обязательно относится к той же части речи. В отличие от образования слов приставочным способом, в данном случае суффикс прибавляется не к целому слову, а часть основы отсекается (ковать ➝ ковка) или она видоизменяется (лук ➝ лучок).

Эти способы прекрасно работают в паре. Например, слово «узаконить» образовано от слова «закон» приставочно-суффиксальным способом. Этот способ наиболее характерен для  образования существительных, глаголов и наречий.

Иногда особо выделяют постфиксальный способ (вернуть ➝ вернуться).

Новое слово совсем не обязательно длиннее того, от которого образовано. Бессуффиксный способ словообразования основан на отбрасывании окончаний (зеленый ➝ зелень, шагать ➝ шаг).

В русском языке есть так называемые сложные слова, состоящие из нескольких корней, а способ их образования, соответственно, называется сложением или сращением: «камнедробилка», «природоведение». Здесь на границе двух корней есть соединительная гласная — Е или 0. Значительно реже в этом качестве выступает И: «пятилетний». Да и слово «языкознание» образовано именно таким способом. Но наличие соединительной гласной совсем не обязательно: в словах «стенгазета», «драмкружок», «турпоход» ее нет. А в словах «скопидом», «быстрорастворимый» и им подобных гласная есть, но это «собственная» гласная одного из слов, послуживших основой для нового.

Могут присоединяться друг к другу и целые слова, создавая новые: диван-кровать, юбка-брюки, ракета-носитель.

Сложение может сочетаться с суффиксальным способом: «земледелие», «бумагомарательство», «двенадцатиэтажный».

В XX веке типичным вариантом сложения стало образование слов из частей или слогов: «комсомол», «парторг», «колхоз»... Живут они в речи и сейчас: «управдом», «комбат». Иногда от одного слова берется часть, а от другого — один звук: «облоно» (областной отдел народного образования), главк (главный комитет).

Аббревиация (формирование аббревиатур — МГУ, ТАСС) — тоже способ словообразования. В данном случае первое слово получено с помощью сложения букв, то есть при чтении вы произнесете название каждой из них, второе — сложением звуков, мы читаем его как обычное слово.

Переход слов из одной части речи в другую — тоже способ словообразования. «Внешне» в слове ничего не меняется, но вот в предложении оно выполняет уже совсем иную функцию, приобретает иное значение, меняет ряд своих грамматических признаков. Согласитесь, предложения «Учительская указка скользнула по карте» и «На перемене учительская была переполнена» дают полное основание считать слово «учительская» в них разными словами, ведь они даже принадлежат к разным частям речи. Нет такой части речи, включая служебные, слова которой не могли бы возникать путем перехода из другой части речи. Поистине, русский язык не знает границ!




Поделиться ссылкой