ПИНАЕВА (Хведосюк) Людмила Иосифовна. СССР, гребля на байдарках.
Чемпионка ОИ 1964, 1968 в гребле на байдарке-одиночке, 1972 на байдарке-двойке (с Е. Курышко).
Принявшая участие в трех Олимпийских играх Людмила Пинаева с каждой из них привезла домой золотую медаль. На Олимпиаде 1964 она выиграла золото на байдарке-одиночке, на Олимпиаде 1968 – золото на байдарке-одиночке и бронзу на байдарке-двойке, на Олимпиаде 1972 первенствовала на байдарке-двойке. Кроме того, Людмила шесть раз становилась чемпионкой мира и столько же раз была лучшей в Европе. По совокупности завоеванных медалей Пинаева – самая титулованная среди гребцов на байдарках и каноэ.
Достичь таких вершин Людмила смогла не только благодаря высочайшему мастерству, но и благодаря потрясающей силе духа, мужеству, твердости характера. Так, после победного финиша в Мехико-68 стало известно, что незадолго до этого на одной из улиц олимпийской деревни в сумерках на Людмилу наехал автомобиль. К счастью, она отделалась только ушибом ноги, но достаточно серьезным. Виновников происшествия Людмила попросила лишь об одном – сохранить в тайне случившееся. После медосмотра ее участие в предстоящих соревнованиях было поставлено под вопрос, но Людмила категорически настояла на том, чтобы ей доверили защищать флаг Родины. И она не подвела, пополнив копилку сборной золотой медалью. Наверное, лишь она одна знает о том, каких сил ей стоила та блестящая победа…
Людмила Иосифовна Пинаева (Хведосюк) родилась 14 января 1936 года. Жизнь ее не баловала. Родилась Люда под Ленинградом в семье путевого обходчика. Ей было пять лет, когда началась война. Помнит оккупацию, радость освобождения. Сверстницы еще сидели за партами, а она после семилетки пошла на производство. Уже потом, когда всерьез увлеклась спортом, смогла продолжить образование и, окончив школу тренеров, стала педагогом.
С тренером Нилом Васильевичем Савиным, в прошлом знаменитый гребцом, Пинаева встретилась в 1958 году. Она пришла к Савину третьеразрядницей. Жила в Красном Селе (в 28 километрах от Ленинграда), работала весовщицей на ленинградской бумажной фабрике имени Горького. Чтобы тренироваться, приходилось делать большие концы в электричке и на автобусе.
Занятия на гребной базе требовали времени, которое приходилось «отрезать» от часов, свободных от работы. А тут еще Люда, уже опытная спортсменка, поступила учиться в школу тренеров, и раз уж поступила, школу надо было кончить - таковы были и остались ее «жизненные установки».
Хведосюк никто особых условий для учебы не создавал: ведь в те годы еще никто не предполагал, что она станет олимпийской чемпионкой. Вернется Люда с занятий в общежитие, возьмет учебник, сядет к лампе - а те, кто хочет спать, недовольны: свет им мешает. Да, все было: и жалобы на то, что по ночам Людмила читает, и трудности, связанные с подменой на работе, когда ей нужно было ехать на соревнования, и поистине «мертвая» усталость после дневной четырехчасовой тренировки. Было!
И вот Людмила окончила тренерскую школу, стала преподавателем в клубе. Получила она со временем свою жилплощадь - небольшую комнату у Нарвских ворот, где и жила, уже будучи олимпийской чемпионкой.
Люда очень привязалась к своему тренеру. Она никогда не пыталась заменить поиски секретов скорости поисками «понимающего» ее тренера. Хотя не все, что он предлагал, принимала безоговорочно. Многое в методике тренировок рождалось во взаимных спорах, в попытках спортсменки самостоятельно осмыслить все, найти новые пути. Зато принятое выполняла точно и старательно.
- Контролировать ее, подхлестывать не нужно. Наоборот, приходится, скорее, сдерживать, - говорит Нил Васильевич Савин.
О ее работоспособности в сборной слагали легенды. Когда на следующий день после трудных соревнований другие позволяли себе отдохнуть, расслабиться, она проводила две тяжелейшие тренировки.
А фундамент ее успехов закладывался на ленинградской «Стрелке», где между Каменным и Крестовским островами расположена гребная база «Красное знамя». Здесь тренер со спортсменкой по кирпичику собирали и складывали стройное здание будущей спортивной победы.
Савин объясняет успех Люды и секрет ее спортивного долголетия тем, что она гребет мощно, хорошо используя все группы мышц. По физической силе ее гребок не сильнее, чем у других (измеряли приборами), но зато очень экономичен, что позволяет сохранять высокую гоночную скорость на второй, наиболее важной, половине дистанции.
Но вряд ли стала бы Людмила обладательницей всех высших спортивных титулов, если бы тренер не встретил у воспитанницы редкого трудолюбия и самодисциплины, целеустремленности. Туман ли, дождь или даже снег, а Люда выходит на воду. В олимпийском году в январе в Поти сборная страны попала в морозы. Гребцы, идя на тренировку, надевали все теплое, что только было. Лодки шли раздвигая шугу - водо-ледяную смесь. К концу тренировки Риони покрывалась тонким слоем льда, и лодки со звоном кололи его. Даже в этот трудный период, когда выход на воду объявлялся делом добровольным, в дневнике Пинаевой графа пропусков тренировок оставалась пустой.
На первых соревнованиях она выступила в Новгороде в августе 1958 года. Заняла второе место на 500 и на 1000 метров. А через год, летом 1959-го, получила первую золотую медаль в эстафете 4?500 метров во время Спартакиады народов СССР в Москве, на Химкинском водохранилище.
Рассказывает, что тогда, на Спартакиаде, очень волновалась. С нею в эстафете участвовали такие корифеи, как Елизавета Кислова, Зоя Петерсон, Рита Голованова. Она одна - без званий...
- Помню, дошла до финиша и раз - вывернулась! Окунулась глубоко, а едва вынырнула, гляжу: где Кислова. Я ей должна была передать эстафету, но в суматохе не заметила, пересек ли нос моей байдарки линию финиша. Если пересек, значит, я передала эстафету, а непересек - проиграли мы. Вижу: пошла Кислова! Значит, все в порядке, медаль наша. Так и вышло».
До 1964 года Людмиле первые места доставались сравнительно редко, обычно она занимала второе-третье место. Но после она уже шла без поражений.