Мироточение — спонтанное выделение светлого маслянистого вещества с приятным запахом (миро) с поверхности и окладов некоторых православных икон, а также с черепов отдельных святых, хранящихся в подземельях Киево-Печерской лавры.
Явление происходит спорадически, чаще всего в определенные (ключевые) периоды общественной и политической жизни соответствующего региона, связанные с изменениями духовного самосознания граждан и особой напряженностью внутри коллективного бессознательного.
Случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и составу выделяющейся жидкости, которая может быть то густой, как смола, то текучей, как роса. В некоторых случаях иконы сочатся влагой, по цвету напоминающей кровь. Отмечено, что чаще всего мироточат иконы, находящиеся не в древних храмах, а в восстановленных или заново построенных. Причем материал, из которого они изготовлены, или способ нанесения изображения не имеют большого значения.
Нередки случаи фальсификации мироточения, когда недобросовестные церковники в целях привлечения верующих и получения дополнительных доходов в казну различными способами заставляют икону «плакать». В исторических анналах отмечен факт публичного разоблачения, принадлежащий Петру I. Царь, прознав о мошенничестве, отправил служителям церкви следующее предписание: «Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью». После этого не только прекратились мнимые мироточения, но и действительные случаи скрывались за семью замками.
К началу ХХ в. о мироточении почти не вспоминали. Однако многочисленные войны и революции, массовые убийства и страдания большого количества людей, которыми было отмечено начало нового столетия, вновь привели к тому, что мироточение стало повторяться с пугающей периодичностью. Пик активности данного феномена пришелся на 1991 г. — начало массовых пертурбаций на постсоветском пространстве, сопровождаемое потрясениями в общественном сознании. Сообщалось, что в 1991 г. на Светлой Седмице (неделя после Пасхи) начала источать благоуханное миро Державная икона Божией Матери из Николо-Перервинской обители в Москве, а через пару месяцев потекли слезы из очей образа Спаса Нерукотворного в Вологде.
Реакция церкви на случаи мироточения неоднозначна, поскольку мироточат не только иконы, но и языческие статуи, портреты Распутина или Ивана Грозного, не имеющие никакого отношения к религии. Считается, что мироточение не является исключительно христианским феноменом и может иметь инфернальное происхождение. Однако и парапсихологи, и церковники сходятся во мнении, что плачущая икона — грозное знамение, а кровоточащая — сигнал об опасности, ниспосланный свыше.