Трудно сейчас кого-либо удивить сообщением, что многие авторы фантастических романов предугадывали технические изобретения. Сначала они появлялись на страницах литературных произведений, а затем и в жизни. Например, Сирано де Бержерак. Он был не только героем пьесы Эдмона Ростана, но и реальным человеком, научно-фантастическим писателем, творившим в XVII веке. В своих романах он предугадал изобретение фонографа и магнитофона, дома на колесах и электрической лампочки. Описал действие многоступенчатой космической ракеты и воздушно-реактивного двигателя, используемого в современной авиации. Он также предположил, что боги на самом деле были пришельцами из космоса. Действие в его произведениях происходит на Луне и на Солнце. Увы, для нас это пока недостижимая цель.
Все же, на наш взгляд, куда важнее тот факт, что писатели могут программировать судьбы людей. Непонятно? Поясним на нескольких примерах.
В своем единственном романе, "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима", опубликованном в 1838 году, Эдгар Аллан По рассказал о бедствиях четырех спасшихся после кораблекрушения моряков. Они тянут жребий. Юнга Ричард Паркер, которому попалась короткая соломинка, должен умереть, чтобы другие выжили. И вот, спустя 46 лет, в 1884 году, точно такая же трагедия произошла в действительности. Трое моряков, спасшихся после кораблекрушения, были привлечены к суду за убийство юнги. Перед лицом голодной смерти они тянули жребий, кому из них суждено быть съеденным. Короткую соломинку вытянул... Ричард Паркер!
В 1898 году была опубликована книга Моргана Робертсона "Крушение титана". В ней был описан необычайно роскошный лайнер. Его длина составляла 300 метров, он достигал скорости 25-ти узлов и мог вместить более 2000 пассажиров. На борту были 24 спасательные шлюпки. Во время своего первого плавания этот "титан" попал в туман и, столкнувшись с гигантским айсбергом, затонул.
Прошло 13 лет, и в 1911 году на воду был спущен лайнер "Титаник". Его длина была почти 300 метров. Корабль мог развивать максимальную скорость 25 узлов. На борту было более 2000 пассажиров и небольшое количество спасательных шлюпок. Во время своего первого плавания "Титаник" попал в туман и, двигаясь малым ходом и почти вслепую, налетел на огромную глыбу плавучего льда. От этого столкновения "Титаник", как и его литературный предшественник, погиб.
Минуло еще 10 лет, и в 1921 году в Англии вышла в свет книга Мари Корелли "Тайная сила", где предельно точно были описаны атомная энергия и ядерное оружие. Герой романа, изобретатель Гвент, передает секрет изготовления атомных бомб Соединенным Штатам Америки. Он считал, что это лучший способ раз и навсегда покончить с войнами во всем мире. Этой же идеей руководствовались немецкие ученые, эмигрировавшие в США, когда занимались разработкой ядерного оружия. Мари Корелли писала: "Высвобождаемая энергия в миллионы раз превосходит по силе самое взрывоопасное вещество. Один аэроплан способен нести достаточное количество, чтобы превратить огромный город в руины, где не останется ни одной живой души". Так и произошло спустя 24 года, когда американцы разрушили атомными бомбами японские города Хиросиму и Нагасаки.
В 1932 году американец китайского происхождения Джин Чжоу начал в Лос-Анджелесе выпускать альманах, где в литературной форме рассказывал о будущих событиях. Он писал, что вражда между Китаем и Японией не окончится до 1947 года. Так и случилось. Это противостояние утихло лишь после окончания Второй мировой войны, когда Япония наконец приняла конституцию, в которой отказывалась от права на ведение войн. Далее Чжоу пишет об энергетическом кризисе, который охватит весь мир. По его словам, маленькие города уступят разрастающимся пригородам: "Люди больше не будут жить в тесных городах. Большие города неестественны. Никто их не любит. Все будут жить в маленьких домах, а в город будут выбираться только на работу". Что ж, этот процесс уже начался — многие предпочитают жить за городом, в своем доме и на машине добираться в город на работу.
Что ж, правильно сказала русская поэтесса Анна Ахматова: "Не пишите о смерти, в стихах все сбывается". Добавим, что не только в стихах, но и в прозе. Эту же особенность отмечали и многие другие писатели. Желая поразить воображение читателя, они сочиняли разные ужасы, а потом в страхе наблюдали их в жизни. Поэтому лучше писать о хорошем и радостном — пусть оно сбудется!