Литература США XIX века

На исходе XVIII в. Америка завоевала политическую независимость. В бывших английских колониях складывалось общество, какого ещё не знала история, — общество, построенное на принципах демократии. Те, кто закладывали его фундамент, верили, что их страна воплотит в жизнь вековые чаяния человечества. Что Соединённые Штаты станут союзом свободных и равноправных граждан. Отношения между ними будут строиться на началах добровольного служения гуманности и прогрессу. Каждый получит возможность сполна реализовать свой духовный потенциал и осуществить самые заветные мечты. «Американская мечта», как стали называть этот прекрасный идеал, на протяжении всего XIX века владела умами миллионов.

Т. Икинс. Гайавата. 1871 г.
Т. Икинс. Гайавата. 1871 г.

Поначалу и в Старом Свете многие думали точно так же. Великий немецкий мыслитель Гегель называл Америку землёй будущего, где раскроется смысл и цель истории. Английские поэты С. Колридж и Р. Саути обдумывали проект коммуны, которую они создадут в США и которая послужит прообразом истинно разумного устройства социальной жизни. Только наиболее прозорливые, как Пушкин, сумели, даже не бывая в Америке, почувствовать «нестерпимое тиранство» демократии, превратившейся во власть толпы над независимой личностью. Они указали на жестокий парадокс: страна, воспринимавшая себя как цитадель разума и свободы, наполовину состояла из штатов, сохранявших рабовладение. Это был самый болезненный вопрос для американского общества, и его оказалось невозможно разрешить, не прибегая к насилию. Из всех мировых держав Америке единственной в XIX в. выпало пройти через страшное историческое потрясение — Гражданскую войну.

Когда война кончилась и кончилось рабство, темпы социального развития неимоверно возросли. Как на дрожжах росли гигантские города, а вместе с ними трущобы, населённые вчерашними невольниками и иммигрантами, знавшими по-английски с десяток фраз, не больше. Через пустынную прерию протянулись от океана до океана стальные магистрали, и поэт Уолт Уитмен воспевал новое чудо света: им был локомотив, этот «горластый красавец». Под конец века американский флаг реял над отобранными у испанцев Кубой и Филиппинами. И уже прозвучала фраза одного конгрессмена, объяснившего миру, что наступает новая, американская эра...

В. Хоумер. Новости с войны. Фрагмент. 1862 г.
В. Хоумер. Новости с войны. Фрагмент. 1862 г.

На эти драматические, захватывающие события литература откликалась иногда с энтузиазмом, а чаще с настороженностью. С тревогой за судьбу вдохновлявшей её «американской мечты», которая на деле нередко оказывалась химерой. Многие писатели, преисполненные великих надежд и веры в историческую миссию Америки, переживали затем периоды сомнений и разочарований. Этот путь прошли самые яркие американские художники XIX в.: Герман Мелвилл, Уолт Уитмен, Марк Твен. Уж слишком не ладили те социальные идеи, те нравственные доктрины, которые их вдохновляли в юности, с повседневной жизнью американского общества, где поминутно давала о себе знать коррупция, а контрасты богатства и нищеты становились всё более кричащими. Бросалось в глаза всевластие практицизма, навязывающего утилитарную мораль, росли имперские амбиции.

В то же время американские писатели всё острее ощущали глубокую самобытность окружавшего их мира: его природы, его истории и культуры. Нужен был необыкновенный, истинно новаторский художественный язык, чтобы воплотить эту реальность во всём богатстве и своеобразии её красок. Поиски такого языка стали основной творческой задачей для литературы, особенно в эпоху романтизма. Тем самым Америка вслед за политической стремилась обрести и духовную, творческую независимость от бывшей метрополии. Устами Мелвилла романтики заявили, что они не нуждаются в «американском Шекспире». Они стремятся к искусству всецело оригинальному, пусть даже оно окажется «неказистым и грубоватым, как сучья наших сосен».

В 1626 г. в южной части острова Манхэттен было основано голландское поселение Новый Амстердам. Спустя 30 лет в нём насчитывалось 120 домов и 1000 жителей, которые говорили на 18 различных языках. В 1664 г. город перешёл в руки англичан. Они назвали его Нью-Йорком — в честь герцога Йоркского, будущего короля Якова II

И такое искусство действительно родилось. Сначала оно пыталось воссоздать чисто американские пейзажи, обычаи, установления. Оно переносилось в окутанные романтикой времена первых поселенцев, живших в Новом Амстердаме, как тогда именовался Нью-Йорк Или в мир индейских преданий. Или на просторы прерии, где прокладывали колеи повозки пионеров — первопроходцев, шедших с востока и продвигавших к тихоокеанскому побережью контур фронтира, т. е. границы между уже освоенными землями и пока ещё не заселёнными никем, кроме редких индейских племён. Или в нескончаемые леса, где бродит одинокий охотник, для которого жизнь в гармонии с природой дороже всех благ цивилизации.

В середине века, накануне Гражданской войны, американская литература пережила расцвет, который её историки сравнивают с Ренессансом, имея в виду творческое богатство, представшее перед читателями Эдгара По, Мелвилла, Уитмена, Натаниела Готорна.

Дж. К. Бингем. Торговцы пушниной на Миссури. 1845 г.
Дж. К. Бингем. Торговцы пушниной на Миссури. 1845 г.
Дж. Стюарт. Джордж Вашингтон. 1795 г.
Дж. Стюарт. Джордж Вашингтон. 1795 г.

Это был следующий этап постижения особой судьбы Америки и её духовной истории. Теперь художников слова всё больше волновали опасности, угрожающие национальному идеалу — «американской мечте», и сложные нравственные проблемы, впрямую или косвенно с ней соотносящиеся. Обратившись к этой проблематике, американская литература нашла очень необычные художественные способы её воплощения. Смелостью предложенных ею решений, которые часто намного опережали время, она завоевала авторитет во всём мире. А когда заявила о себе новая школа писателей-реалистов (Марк Твен, Генри Джеймс), признание литературы США ещё более упрочилось и на неё стали смотреть как на одно из самых значительных явлений мировой культуры.

Американские писатели XIX века




Поделиться ссылкой