Эдвин Пауэлл Хаббл: великий астроном XX века

Эдвин Пауэлл Хаббл (1889–1953) родился в Менсфилде, штат Миссури (США) в семье преуспевающего владельца страхового агентства. Первая научная работа Хаббла была посвящена собственным движениям звезд. Его докторская диссертация называлась «Фотографические исследования слабых туманностей».

Эдвин Пауэлл Хаббл

К началу ХХ в. было уже открыто около 20 тыс. туманностей, хотя природа их оставалась неизвестной. Хаббл открыл 512 новых туманностей на крупномасштабных фотографиях неба.

После Первой мировой войны Хаббл принял приглашение директора обсерватории Маунт-Вилсон Джорджа Эллери Хейла и был зачислен в группу фотографирования туманностей. В начале 1920-х гг. он рассмотрел механизмы свечения диффузных и планетарных галактических туманностей и доказал, что диффузные туманности светят отраженным светом близлежащих горячих звезд, а свечение планетарных туманностей сродни флуоресценции: от центральной звезды исходит интенсивное ультрафиолетовое излучение, которое затем переизлучается туманностью в видимом диапазоне спектра. Также Хаббл нашел зависимость между яркостью отражательных туманностей и блеском освещающих их звезд.

Хаббл изучал состав, структуру и вращение галактик, их движение и распределение в пространстве. Им была предложена первая научная классификация галактик по их формам, которая легла в основу современной классификации (эллиптические, спиральные и неправильные). В ближайших галактиках Хаббл открыл новые звезды, цефеиды, шаровые скопления, газовые туманности, красные и голубые сверхгиганты. Он установил шкалу внегалактических расстояний. Также Хаббл разработал методику оценки расстояний до самых далеких из них по яркости.

Космический телескоп «Хаббл», названный в честь Эдвина Хаб бла, был запущен в 1990 г.

Хаббла интересовал вопрос об общем строении нашего мира — Вселенной. Еще в своей статье «Внегалактические туманности» в 1926 г. он рассматривал как возможную релятивистскую модель расширяющейся Вселенной голландского астронома Виллема де Ситтера (1872–1934). К марту 1929 г. он накопил сведения о лучевых скоростях и удаленности 46 туманностей. На основе сопоставления наблюдательных данных ученый пришел к выводу, что далекие галактики разлетаются от нас со скоростью, пропорциональной их удаленности, причем, чем дальше галактика, тем больше ее скорость. Открытие Хаббла легло в основу концепции расширяющейся Вселенной.

После Второй мировой войны Хаббл планировал подготовить «Атласгалактик», но закончить эту работу не успел. Не удалось ему провести и широкую программу наблюдений на новом 200-дюймовом (пятиметровом) телескопе-рефлекторе в обсерватории Маунт-Паломар, который вступил в строй 26 января 1949 г. Первый негатив на новом телескопе был получен Хабблом. Но уже в июле он слег с тяжелым инфарктом. Могучий организм ученого, казалось, справился с недугом, и он вновь приступил к наблюдениям. Вместе с Сэндиджем Хаббл обнаружил новый, неизвестный ранее науке тип переменных звезд, так называемые объекты Хаббла – Сэндиджа. Авторы направили статью в печать в конце июня 1953 г., но вышла она в ноябре, когда Эдвина Хаббла уже не было в живых.

Один из телескопов обсерватории Маунт-Вилсон
Один из телескопов обсерватории Маунт-Вилсон, расположенной на горной вершине вблизи Лос-Анджелеса. На момент работы здесь Хаббла она располагала самым передовым астрономическим оборудованием.

Обнаружив в галактике Туманность Андромеды типичную цефеиду, Хаббл определил расстояние до нее по хорошо известной для таких звезд зависимости период–светимость. Полученное ученым расстояние в 1 млн св. лет (по современным данным — около 2 млн св. лет) намного превышало размеры нашей Галактики. Так было доказано, что спиральные туманности являются самостоятельными звездными системами, расположенными на огромных расстояниях от Галактики и похожими на нее. За это исследование он получил премию Ассоциации развития науки, и его имя впервые появилось в справочнике «Кто есть кто в Америке» за 1924–1925 гг.

в галактике Туманность Андромеды типичную цефеиду