О чем говорят названия планет?

Древние астрономы пристально разглядывали Солнце, Луну, звезды, а также планеты. С Земли невооруженным глазом можно рассмотреть лишь 5 планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Люди подмечали интересные свойства этих небесных тел и называли их в честь своих многочисленных богов. Например, планету Меркурий древние вавилоняне именовали Набу (бог мудрости), а Венеру — Иштар (мать богов). В современной же астрономии за планетами Солнечной системы закрепились имена древнеримских богов.

Небесный скороход

Меркурий появляется на небосводе на очень короткое время. Его можно наблюдать весенними вечерами, в течение часа после заката Солнца. Он напоминает мерцающую белую звезду с розоватым оттенком. Древнеримские астрономы подметили, что эта планета очень быстро движется по небу. Она была названа в честь древнеримского бога торговли Меркурия, который славился своей быстроходностью.

Древнеримский бог торговли — Меркурий

Красная планета

Марс выделяется на фоне других планет Солнечной системы своей красной поверхностью. Древним римлянам красный цвет напоминал кровопролитные войны. Это и неудивительно, ведь солдаты Римской империи постоянно участвовали в завоевательных походах. Ночью они видели в небе красную планету и вспоминали о своем боге войны — Марсе. Поэтому планета и получила такое название.

Марс — древнеримский бог войны
Марс со своими спутниками — Фобосом и Деймосом
Марс со своими спутниками — Фобосом и Деймосом. Спутники Марса — Фобос и Деймос — были неизвестны в Античности. Они слишком малы, поэтому их невозможно заметить невооруженным глазом. Это астероиды неправильной формы. Максимальная длина Фобоса составляет 28 километров, а Деймоса — 15 километров. Их открыли только в конце XIX века. Названия этих спутников переводятся с греческого языка как «Страшный» (Фобос) и «Ужасный» (Деймос). Именно так греки называли мифических персонажей, помогавших богу войны устраивать сражения.

Самая красивая планета

Венера — ярчайшая планета земного небосвода. Из всех космических объектов ярче Венеры «светят» лишь Солнце и Луна. Легче всего ее увидеть на утреннем небе, причем она видна даже через несколько часов после восхода Солнца. Венеру также можно наблюдать и после захода Солнца, вплоть до полуночи. Назвали планету в честь древнеримской богини любви и красоты Венеры. Кстати, Венера является единственной планетой, названной женским именем.

Красавица Венера

Глава пантеона богов

Среди всех планет Солнечной системы Юпитер выделяется своими гигантскими габаритами, это было подмечено еще древними астрономами. В римской мифологии Юпитером называли бога неба, грома и молний, управителя всего мира. Он считался верховным богом Римской империи. Поэтому римляне и назвали в его честь самую крупную планету.

Юпитер — верховный бог-громовержец

Предшественник Юпитера

В древнеримской мифологии существовал бог земледелия по имени Сатурн. Одно время он даже был верховным божеством, но затем был свергнут своим молодым и полным сил сыном — богом Юпитером. Если рассматривать Юпитер и Сатурн в звездном небе, то можно заметить, что они чем-то похожи, как отец и сын, но только Сатурн несколько меньше и бледнее. Поэтому планета и получила свое название в честь изгнанного с трона бога земледелия.

Скульптура древнеримского бога Сатурна

Уран и Нептун

Уран и Нептун были открыты людьми уже после изобретения телескопа — в 1781 и 1846 году соответственно. Однако названия свои они получили в духе античных времен. Бог Уран в древнегреческой мифологии был отцом Кроноса (в римских мифах — Сатурна) и дедом Зевса (в римских мифах Юпитера), поэтому его именем и нарекли седьмую планету. Нептун же выделяется в звездном небе своим темно-синим цветом, напоминающим морскую гладь. А в древнеримской мифологии весьма заметной фигурой был бог Нептун - покровитель морей и океанов, в честь которого и была названа планета.

Бог Нептун