Декарт: разум и рефлексы

Имя Рене Декарта связано со многими революционными идеями. Например, он усовершенствовал математическую символику, введя в том числе оси координат, и сформулировал расхожий тезис: «Я мыслю – значит, я существую». Он не оставил без внимания и нейробиологию, начав с абсурдных утверждений и закончив пророческими предвидениями.

Интерес Декарта к мозгу начался с его исследований природы сознания и восприятия. Он был болезненным ребенком, а во взрослом возрасте — не самым сильным мужчиной, поэтому имел привычку проводить долгие часы в постели.

В одно прекрасное утро он проснулся лишь для того, чтобы вновь заснуть — Согласно Декарту его первое пробуждение было сном. Он стал размышлять над тем, как человек может отличить бодрствование от сна. Философ не мог избавиться от идеи, что вся его предыдущая жизнь была лишь сном. Эти непрестанные сомнения стали непременным элементом и основой его мировоззрения.

Декарт
Согласно Декарту наши чувства и ощущения, такие как зрение, являются результатом восприятия, происходящего благодаря их таинственному взаимодействию с шишковидным телом, или эпифизом (обозначен как H).

Он начал сомневаться во всех своих ощущениях; все, что он лицезрел, ощущал на вкус или на ощупь, Декарт рассматривал как результат процесса чувствования, смысл которого он не мог постичь, и все должно было быть подвергнуто сомнению. Философ был вынужден признать, что, вполне возможно, он, Декарт, находился под управлением неких демонических сил, предлагающих ему ложные представления о реальном мире.

Каким бы невероятным это ни казалось, Декарт не мог опровергнуть эти заключения, но сам факт того, что он сомневался в самом себе, означал, что по крайней мере его разум (если не тело) должен существовать. Тогда как демон был способен видоизменять реальность, заставить несуществующее существо сомневаться в своих собственных мыслях он был не в силах. Только то, что существует, может мыслить, и только мыслящие существа могут сомневаться в самих себе: Cogito ergo sum.

Рефлексивная система

У Декарта сформировались определенные мысли относительно того, как функционирует мозг, однако при жизни он выбрасывал их из своих трудов, дабы избежать гнева европейских религиозных дятелей. В 1662 году после смерти философа увидел свет его труд, озаглавленный De Homine («О человеке»).

В нем Декарт описывает свою теорию о том, что мозг и тело функционируют во многом автоматически. У нервов есть клапаны, управляющие течением «животных духов» через них. Как только подушечки пальцев руки, будучи прижатыми к предмету, деформировались, нервные клапаны под кожей открывались. «Животные духи» втекали в нерв из желудочков мозга и заставляли мускулатуру руки двигаться в ответ на тактильные импульсы.

В некоторых случаях требовалось вмешательство мысли в этот процесс, и Декарт предположил, что это происходило с участием шишковидного тела, железы. Шишковидное тело стоит особняком, в отличие от большей части мозговых структур (парных) она существует в единственном числе.

Эта структура не является частью самого мозга, тем не менее она окружена цереброспинальной жидкостью — или «животными духами», как думал Декарт. Он предполагал, что перемещение «животных духов» вокруг тела в конечном итоге находится под контролем шишковидной железы, чьи мгновенные движения приводят к автоматической, рефлексивной активности.

Теории Декарта не стали общепринятыми. В данном случае аргументы Везалия в пользу желудочков мозга были даже более убедительными: многие животные, поведение которых было наиболее предсказуемо, обладали очень большими шишковидными телами, поэтому полагать, что эта железа является носителем интеллекта и разума, было весьма затруднительно. И все же метод разделения разума и тела на первые составные части, примененный Декартом, мог стать большим подспорьем для будущих нейробиологов.

ДУАЛИЗМ

Взгляды Декарта на проблему сознания сформировали основу концепции, известной как дуализм (хотя Авиценна уже размышлял о сходных идеях). В рамках дуалистической концепции разум — мыслящее «я» — отделен от тела и, таким образом, представляет собой роботоподобную машину, автомат. На рисунке, опубликованном в 1662 году, после смерти Декарта, философ изображает движение «импульсов» кончиков пальцев по нервам в направлении наполненных «духами» мозговых желудочков. Реакции на эти стимулы опосредованы движениями шишковидного тела (отмечено как H).

ДУАЛИЗМ



Поделиться ссылкой