Согласно Гомеру, величайшему представителю древнегреческой литературы, сон и смерть были «близнецами окрыленной расы». Другими словами, пребывание в состоянии сна приближает человека к смерти.
Таинственная связь между сном и темнотой заставляла древних мыслителей считать сон следствием мрачных злых сил, в результате которых человек оказывается на пороге подземного мира. Но другие делали попытки дать сну более земное объяснение. Эмпедокл, которому приписывается формулировка концепции четырех элементов природы, полагал, что люди впадают в сон из-за того, что кровь становится холодней, так как ночью огонь покидает ее. Алкмеон считал, что во время сна кровь отходит от мозга. Если кровь не возвращается к нему, сон переходит в смерть.
Аристотель придерживался других идей. Он считал, что сон есть результат приема пищи. По его мнению, испарения от принятой пищи попадают в кровь, откуда они переходят в мозг, задача которого состоит в том, чтобы высвобождать тепло. Эти испарения аккумулируются в мозге, и, так как мозг ночью охлаждается, испарения вновь возвращаются в тело, где начинают охлаждать сердце, сокращая таким образом его способность функционировать. Поскольку одна из функций сердца — создавать сознание, сокращение этой функции ведет ко сну.
В пантеоне древнегреческих богов делами ночи управляла богиня Никс, дочь Хаоса. Она объезжала свои владения в фаэтоне, запряженном лошадьми, одетая в звездную тунику. У Никс было двое сыновей от Эребуса, бога тьмы. Первый сын — Танатос, бог смерти, — пытал грешные души в загробной жизни. Второй — Гипнос, менее жестокий, — управлял сном.