Теории зрения

Подробное описание человеческого глаза было сделано древнегреческими врачами, они обнаружили и изучили многие новые элементы глаза, включая стекловидное тело и глазной нерв. Но сам механизм функционирования глаза остался недоступным их пониманию. И все же они совершили несколько попыток объяснить, как же работает механизм зрения и какими путями формируется зрительное чувство.

На рисунке из книги XVII века Иоганна Зана Oculus Artificialis («Искусственный глаз»
На рисунке из книги XVII века Иоганна Зана Oculus Artificialis («Искусственный глаз») дается сравнение «излучательной» теории зрения (наверху) с более современной оптической интерпретацией того, что происходит при взаимодействии света и глаза

Во времена Гиппократа препарирование тел умерших людей было под запретом и даже рассечение тел животных с целью изучения их анатомии казалось сомнительным с точки зрения морали. Между тем к началу следующего столетия один из новых древнегреческих городов, Александрия, расположенный в устье Нила, стал центром свободомыслия и местом встреч ученых и исследователей.

У правителей города был амбициозный план превратить Александрию в центр наук для всего обитаемого мира, поэтому они позволяли осуществлять вскрытие человеческих тел, рассматривая его как неизбежное зло. Главным препаратором города стал Герофилус, он считается основателем анатомии.

Для анатомирования Герофилус использовал трупы казненных преступников и, возможно, даже был вынужден разрезать тела еще живых людей, осужденных на смерть, что он и делал на своем анатомическом столе. Герофилус обнаружил, что глаз имеет прозрачную кору и связан с мозгом толстым нервом.

«Нет сомнений, в глазу таится какой-то внутренний огонь, поскольку, если что-либо ударяется о него, в глазу возникает вспышка этого огня». ТЕОФРАСТ, III ВЕК ДО Н. Э.

Внутри и вовне

Это новое представление об устройстве глаза привело к возникновению двух конкурирующих теорий функционирования органа. Главным сторонником теории, ставшей известной как «экстрамиссионная теория», был Алкмеон. Согласно этой теории водянистый центр глаза обладал способностью излучать вспышки «огня» — не обязательно видимого, но более родственного теплу, и выделяющегося из глаза и отражающегося от предметов.

Таким образом, глаз напоминал фонарик, посылающий лучи и освещающий все, что встречается ему на пути. Доказательством своей теории Алкмеон считал тот факт, что воздействие на глаз создавало ослепляющую вспышку, поскольку механизм зрения нарушался. Зрение затруднялось в темноте, так как излучающийся огонь блокировался его противоположностью — темнотой.

Более поздние мыслители, в том числе Эпикур и Аристотель, отдавали предпочтение другой теории, известной как «интромиссионная». По этой теории, все предметы испускали невидимые частицы, образующие в своей совокупности отражение самих предметов, которые, постоянно перемещаясь, попадали в глаз и зажигали в нем его внутренний свет, формируя зрение.




Поделиться ссылкой