Сетевой этикет (сетикет)

Сетевой этикет (сетикет) — форма этикета, возникшая сравнительно недавно. Она устанавливает правила культурного поведения в сети и определяет, что считать виртуальным моветоном. К последнему, в частности, относятся такие вещи, как оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (офтопик), а также реклама и самореклама в тех местах, которые для этого не предназначены. Кроме этого нарушениями сетевого этикета считаются клевета и другая дезинформация, а также плагиат.

общение в Интернете

Особенности этикета

Итак, как же следует вести себя воспитанному интернет-пользователю? Прежде всего, надо изучать сетевые традиции. Прежде, чем становиться активным участником любого сетевого сообщества, надо в течение какого-то времени посещать его, оставляя минимум комментариев. Это нужно для того, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях. При этом из этого правила есть исключения: к примеру, предварительного изучения не требуют ресурсы, которые не предполагают длительного участия пользователей в их жизни или построенные по схеме «вопрос-ответ».

Как и в случае с бумажным письмом, записи в интернете надо стараться делать с соблюдением всех языковых норм и максимально удобными для чтения. Если их сложно читать, то пользователи либо проигнорируют подобные посты, либо воспримут их отрицательно. К примеру, не стоит без необходимости писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Также сетевым моветоном считается написание целых слов заглавными буквами (а тем более — чередование регистра в одном слове), постановка большого количества знаков препинания и смайликов подряд. А длинный текст лучше делить на абзацы, а не публиковать единой «простыней».

поиск
Прежде, чем обратится с вопросом к участникам интернет-сообщества, по правилам этикета следует воспользоваться поиском и узнать, не задавали ли его раньше. Быть может, ответ на интересующую вас тему уже есть в открытом доступе. Обычно пользователи благосклонно воспринимают ситуацию, когда уместно поднимается одна из старых тем. Но вот ее возобновление с начала обычно не приветствуется.

Что касается содержания записей в интернете, то в них лучше воздержаться от использования непринятого в сообществе сленга и вставки в текст иностранных слов. Это создает неудобства для читателей, которые могут просто не понять, о чем идет речь в вашем посте. Кстати, любопытный вопрос связан с тем, как обращаться в интернете к собеседнику — на «ты» или на «вы». В принципе, допустимы обе формы, но какую именно выбрать, зависит от правил, установленных конкретным интернет-ресурсом.

Чтобы облегчить читателям работу с вашими записями в блогах, сетевой этикет предписывает применять функцию обрезки сообщения — «кат» (от английского cut — обрезать). Благодаря ей на главной странице отображается лишь краткое содержание темы, полную версию которой можно увидеть, если перейти по ссылке.

Скрывать принято не только длинные посты, но и большие файлы, которые долго загружаются — к примеру, фотографии. Подобные файлы должны загружаться только после того, как посетитель изъявит желание его увидеть, перейдя по ссылке. Следует помещать под «кат» и те вещи, которые пользователи не хотели бы видеть сразу, оказавшись на странице — к примеру, спойлеры, раскрывающие сюжет художественного произведения.

общение в Интернете

Все перечисленные вещи считаются в сети моветоном и подлежат осуждению. Впрочем, в интернете существуют и специальные ресурсы, где все запрещенное разрешено, а то и приветствуется. Но если явного разрешения на нарушение сетевого этикета в интернет-сообществе нет, от такого поведения стоит воздержаться. И дело здесь не только в этике: собеседник, при наличии ваших данных, во многих странах мира может обратиться в правоохранительные органы с заявлением о нарушении законодательства, поскольку сетевой моветон зачастую переходит в явные унижения, оскорбления и даже угрозы.

Что не следует делать в Интернете?

Как и во всех остальных видах этикета, в сетевом этикете есть целый набор того, что считается моветоном. Первая из таких неприличных для интернета вещей — привлечение внимания к собственной персоне. Пример тому — распространенная ошибка новичков, которые сразу после регистрации на том или ином сайте начинают писать всевозможные приветствия, не несущие никакой смысловой нагрузки, если они не находятся в соответствующем разделе. Еще один пример дурного тона — это игнорирование корректного вопроса, не несущего в себе ни издевки, ни оскорбления. Впрочем, столь же некультурно давать и некорректный ответ на корректно заданный вопрос.

общение в Интернете

Довольно часто на просторах сети можно встретиться с таким явлением, как флейм (от английского flame — пламя). Так называют неожиданно возникшее бурное обсуждение, в ходе которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Это тот спор, в ходе которого не рождается истина, а после которого остается неприятное «послевкусие».

Если вы стали невольным участником флейма, то, по нормам сетикета, вам стоит один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию — и больше в дискуссию не вступать. Попытки доказать что-либо участникам подобного спора всё равно не приведут ни к чему хорошему, а вот испортить ваш имидж могут. Так же часто, как с флеймом, в сети можно столкнуться и с флудом (от английского flood — наводнение). Это — сообщения на интернетфорумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Их распространяют как от нечего делать, так и от желания кому-то досадить.

общение в Интернете

Конечно, говоря о сетевом моветоне, нельзя не упомянуть и спам — сообщения, которые вам присылают люди и организации без вашего разрешения. Чаще всего слово «спам» употребляется в контексте «почтовый спам» — это рассылка рекламных электронных писем. Иногда спам рассылают вручную, но чаще — автоматически. Еще один пример неприличного поведения в сети — так называемый офтопик (от английского off topic — буквально «вне темы»). Так обозначается любое сетевое общение, выходящее за рамки обозначенной темы. К примеру, для форума это может быть пост, не соответствующий как его общей тематике, так и тематике конкретного раздела. Иногда в сетевом общении применяют и антоним слова «офтопик» — термин «онтопик», обозначающий как раз соответствие заданной теме общения.

Офтопик считается нарушением сетикета, поскольку размывает рамки объявленной темы, затрудняя тем самым поиск конкретной информации на форуме и превращая его в своеобразную информационную свалку. За тем, чтобы на форумах и других подобных интернетсообществах соблюдался сетевой этикет, следят модераторы.

общение в Интернете

Кстати, офтопиком на форумах может считаться не только размытие границ заданной темы неуместными записями, но и создание новой темы («топика») форума в неподходящем для этого подразделе. Иногда в сетевых сообществах создаются специальные разделы для флуда и офтопиков для обсуждения сторонних вопросов или просто для развлечения. Кстати, самой осуждаемой формой офтопиков считаются рекламные рассылки — спам.

Автор: А.Стейнерт




Поделиться ссылкой