Экзистенциальный психоанализ: Хайдеггер, Сартр, Бинсвангер

«Судить о том, что такое плавание, можно только прыгнув в реку»
Мартин Хайдеггер

Интересное направление в философии ХХ века — экзистенциализм (от лат. ех1з1еп1та — существование). Это направление провозгласило: человек уникален. Помимо истины объективной, общепринятой (например, «солнце восходит на западе») существуют истины экзистенциальные, которые можно только пережить. Но для этого человек должен осознать свою индивидуальность и ценность. Основоположником этой философской системы считается датчанин Серен Кьеркегор.

Спор психоанализа и философии...

Конечно, у экзистенциализма и психоанализа много общего. Взять хотя бы внимание к индивидуальным переживаниям. В итоге к середине ХХ века стали популярны психотерапевтические направления, синтезировавшие в себе экзистенциальную философию и психоаналитические приемы.

Серен Кьеркегор, основоположник экзистенциальной философии (худ. Нильс Кьеркегор, 1840)

К числу самых известных философов-экзистенциалистов относится Мартин Хайдеггер (1889-1976). Правда, теории Фрейда он не поддерживал — Хайдеггера отвращало от них желание австрийского психоаналитика «разложить человека и его проявления по полочкам». Это сделать невозможно, утверждал Хайдеггер. При всем внимании психоанализа к комплексам, переживаниям, отклонениям конкретной личности он является попыткой втиснуть человека в рамки определенной теории. Но психология не физика, и объяснить все происходящее в человеческой жизни при помощи общего набора терминов и приемов мы не можем.

Но в то же время Матрин Хайдеггер соглашался с Фрейдом в том, что целью психоаналитика должно быть «раскрытие» пациента, избавление его от всего того, что мешает ему функционировать как полноценной, здоровой личности. Так же как и Фрейд, немецкий философ считал, что у человека есть скрытая, или, если хотите, темная сторона, изучение которой позволит решить поставленную задачу.

«Правильным мы называем представление, направленное на свой предмет» Мартин Хайдеггер

...И их объединение!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный момент произошло «слияние» философии и психоанализа и на свет явился экзистенциальный психоанализ. Его яркий представитель — швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1881-1966), которому однажды попалась на глаза книга Хайдеггера «Бытие и время» (1927).

Бинсвангер, работавший с самыми тяжелыми случаями психических отклонений, со временем начал понимать: тех возможностей, которые представляет современная (на тот момент) психиатрия, явно недостаточно. Методы классического психоанализа, которые он использовал, тоже удовлетворяли его не полностью. И тогда Бинсвангер обратился к трудам экзистенциалистов.

Как это отразилось на его практике как психиатра?

Произошел отказ от общих стройных теорий и концепций. Терапевт начал рассматривать конкретного пациента без привязки к общему опыту. Как именно пациент переживает то, что он переживает? Как существует болезнь в мире конкретного больного? Как конкретно этот человек воспринимает мир? То есть если у каждого человека свое, уникальное бытие, то психопатология должна рассматривать не отклонение от общей нормы, а, так сказать, дефект индивидуального бытия.

И Бинсвангер создает новую концепцию психоанализа с опорой на экзистенциализм: в психозе выражается экзистенциальная проблема конкретного человека. У него по какой-то причине утрачена связь с миром других людей. Задача терапевта — помочь ему восстановить отношения с окружающими, но опять же не с опорой на общие теории, а с осознанием того, что человек индивидуален.

«Между гением и безумцем сходство в том, что оба живут в совершенно ином мире, нежели другие люди» Артур Шопенгауэр

Опыт объединения психоанализа и экзистенциальной философии нашел воплощение в книге Бинсвангера «Мечта и существование».

Жан-Поль Сартр (1906-1980), французский философ-экзистенциалист, также видел проблему классического психоанализа в желании прописать для всех некие непреложные законы психики. Экзистенциальному анализу он посвятил отдельную главу в своем труде «Бытие и ничто» (1943).

По мнению Сартра, существуют три ключевых различия между классическим психоанализом и его экзистенциальным вариантом:

  • экзистенциальный анализ отказывается от строгого протокола, а значит, более свободен, более нацелен на конкретную личность и в целом более успешен;
  • аналитик в случае экзистенциального анализа играет роль не «наставника-интерпретатора», а доброжелательного помощника;
  • очень важен индивидуальный опыт пациента и его интуиция, которая может подсказать верное решение — да-да, пациент участвует в решении проблемы практически наравне с самим психоаналитиком!

Сартр очень серьезно расширил рамки психоанализа, показав, что, по сути, он может быть не столько способом серьезного клинического лечения, сколько творческим процессом, впрочем, от этого не менее действенным.

«Человек обречен на свободу» Жан-Поль Сартр



Поделиться ссылкой