Представьте себе: у вас есть билеты на спектакль с вашим любимым артистом. В день спектакля вы узнаете о двух прискорбных обстоятельствах: во-первых, звезда плохо себя чувствует и ее заменит кто-то другой, а кроме того, в городе транспортная забастовка, так что добраться до театра будет страшной проблемой. Как бы вы себя чувствовали, если бы эти билеты подарили вам друзья или благодарные клиенты? А если бы вы заплатили за каждый по сто долларов из своего кармана?
Заблуждение, связанное с невозвратными затратами, ясно показывает, что люди скорее старались бы попасть на концерт, чтобы увидеть кого-то, кого они даже не знают, если бы заплатили за билеты сами. То же самое подтверждают и организаторы конференций: чем больше человек заплатил, тем больше вероятность, что он прибудет и не отменит участия. Это классический случай неприятия потери. Неиспользованный билет — это потеря, более того, это расточительство.
«Лучше любить и потерять, чем вовсе не любить» Альфред Теннисон. «In Memoriam: 27», 1850
Или представьте себе другой случай. По дороге с работы вы видите замечательное спецпредложение: отличный готовый ужин на 25 центов дешевле, чем обычно. Вы купили один, а придя домой, решили, что неплохо бы позвать в гости подругу. Звоните ей, договариваетесь о встрече, она соглашается, и вы выбегаете на улицу купить еще один ужин со скидкой. Но — вот неудача! — скидки закончились, так что вам приходится купить второй за полную цену. Дальше — еще хуже: вы разогрели оба ужина, а подруга позвонила и сказала, что у нее что-то случилось, так что она не сможет прийти. И вот у вас два горячих ужина, которые уже не разогреть по второму разу. Несмотря на то, что блюда совершенно одинаковые, большинство людей в такой ситуации предпочтут съесть тот ужин, за который они заплатили больше.
Экономисты считают, что если решения принимаются рационально, то невозвратные затраты не учитываются. Вот классический пример: вы по ошибке купили билет в кино не на тот фильм, а поменять или вернуть его нельзя. Это безвозвратные издержки. У вас есть следующий выбор:
Таким образом, вам жаль потраченных денег, но ваше решение должно основываться на том, хотите ли вы вообще смотреть этот фильм, независимо от цены. Тот, кто мыслит рационально, поймет, что второй вариант связан с сожалениями только по одному поводу (о потраченных деньгах), тогда как в первом варианте есть два повода (впустую потраченные деньги и время), так что второй вариант однозначно предпочтительнее.
«Прошлое — другая страна. Там все иначе» Л. П. Хартли, английский писатель. «Цена совершенства», 1950
Многие терпеть не могут, когда что-то «пропадает впустую». Многие люди чувствовали бы себя обязанными пойти в кино, хотя им этого не очень-то и хотелось, просто потому, что если не пойти, то билеты «пропадут», а деньги, заработанные потом и кровью, деньги, с которых уже уплачены налоги, окажутся «выкинутыми». Но это и есть заблуждение «невозвратных затрат» — заметьте: заблуждение!
Синдром «невозвратных затрат» зачастую ведет к страшным перерасходам. Примером может быть вложение в фабрику, оборудование или научный проект, когда вдруг оказывается, что от них будет меньше прибыли, чем ожидалось, или вообще никакой прибыли. Например, правительство выделяет 50 000 000 долларов на строительство действительно необходимой атомной электростанции, но средства иссякают. Текущая ценность недостроенной АЭС почти нулевая. Но ее можно достроить, если дополнительно вложить еще 20 миллионов, либо совсем отказаться от нее и построить другую электростанцию — экологичную ветровую, всего за 10 миллионов долларов. Решиться на то, чтобы все бросить и вложиться в другую станцию, было бы более разумным выходом, хотя это и означало бы полную потерю изначальных вложений. Эти 50 000 000 долларов и есть невозвратные затраты.
Но почему же политики так часто действуют (экономически) нелогично и решают завершать подобные проекты?
«Мечты чаще всего направлены в прошлое’ А. Филипс, британский психотерапевт, 1993
Психологи установили, что ощущение невозвратных затрат часто влияет на решения из-за человеческого неприятия потери: та цена, которую заплатили в прошлом, становится мерилом ценности в настоящем и в будущем, хотя она может быть и неважна, — и она действительно не играет роли. Так что такое поведение нерационально. Люди попадают в ловушку своего прошлого, они пытаются оправдать неверные решения и возместить потери.
Ошибку невозвратных затрат в Европе иногда еще называют «эффект Конкорда». В 1950-х и 1960-х годах и британское, и французское правительство продолжали финансировать совместную разработку сверхзвукового самолета «Конкорд» даже после того, как стало очевидно, что она неоправданна с экономической точки зрения. Это были выброшенные деньги. Члены британского правительства знали, что это настоящий экономический провал и проект лучше было бы и не начинать. Но это уже скорее вопрос влияния политических факторов и нежелания потерять лицо, чем просто пример неверно принятого решения.
«Кто управляет прошлым, управляет будущим» Д. Оруэлл. «1984», 1948
Специалисты по поведенческой экономике выявили ряд черт, типичных для людей, склонных к неприятию потери и к ошибкам, связанным с невозвратными затратами. Среди этих верных признаков есть и принятие важных решений в зависимости от того, сколько уже вложено в проект. С неприятием потери связана склонность с большей легкостью продавать перспективные активы, чем невыгодные, и извлекать деньги из фондового рынка, когда цены падают. Чтобы помочь принимать более удачные решения, ученые предлагают следующее.
В 1968 году провели ставший, пожалуй, классическим эксперимент — исследование невозвратных затрат. Был опрошен 141 игрок на скачках; 72 из них поставили в течение последних 30 секунд по два доллара, а 69 человек собирались поставить два доллара в ближайшие полминуты. Исследователи предполагали, что те, кто уже поставил два доллара, будут пытаться разрешить диссонанс, активно убеждая себя, что поставили на будущего победителя. Игроков просили оценить шансы их лошади по семибалльной шкале. Те, кто только собирался сделать ставку, в среднем оценили шансы на выигрыш в 3,48, то есть «средние шансы». А уже сделавшие ставку игроки оценили свои шансы в среднем в 4,81, то есть «хорошие шансы». Гипотеза исследователей подтвердилась: после того как два доллара потрачены, уверенность людей в том, что ставка оправдает себя, увеличивалась. Провели дополнительный эксперимент среди владельцев лошадей, и после анализа результатов выяснилось, что вывод практически тот же самый.