Структурный психоанализ Жака Лакана: Воображаемое — Символическое — Реальное

«Веяная речь требует ответа»
Жак Лакан

В XX веке разнообразные теории — культурологические, философские, психоаналитические — вырастали как грибы после дождя. Почему? Не последнюю роль в этом сыграл сыграл тот факт, что ритм жизни значительно ускорился, бурно развивались техника и промышленность. И, конечно же, мировые войны, которые перепахивали целые государства и континенты и заставляли в очередной раз задуматься о ценности человеческой жизни и всего, что с нею связано.

Структура прежде всего!

К середине XX столетия на многие области знания — и на психоанализ в том числе — начал оказывать влияние структурализм. Это метод изучения разнообразных наук, в котором части объекта изучения воспринимаются только в составе общей системы. Первоначально он проявил себя в лингвистике: язык рассматривался как знаковая система.

В психологии структурализм направлен в первую очередь на изучение «структуры разума» путем анализа процесса восприятия. Основным методом является так называемая интроспекция, когда исследователь изучает собственные психические процессы.

К основателям структурализма в психологии относят Вильгельма Вундта (1832-1920) — собственно, он и разработал метод интроспекции — и Эдварда Титченера (1867-1927). Расцвет структурного психоанализа связан с именем француза Жака Лакана (1901-1981).

Жак Лакан
Жак Лакан

Лакан начинал как практикующий психиатр, но в рамках обычной клинической медицины ему было тесно. В 1932 году он защитил диссертацию «0 паранойяльном психозе и его отношении к личности», в которой вопросы психиатрии освещались с позиций философии, культурологии, медицины, антропологии.

Жак Лакан, по сути, пересмотрел современные ему теории, выросшие на основе фрейдизма, и предпринял попытку очистить идеи Зигмунда Фрейда от более поздних наслоений. Правда, в итоге он все равно обогатил их своими собственными теориями.

Как структуралист Лакан предпринимает попытку структурировать бессознательное, рационально истолковать его, отыскать те «механизмы», которые работают в подсознании человека, а значит, в итоге и оказывают влияние на существование социума как такового.

Новизна его исследований — в попытке коррекции психологических и психиатрических проблем через язык и речь.

«Лишь посредством дара речи человек обретает реальность, и сберечь эту реальность он может, лишь совершая акт речи снова и снова» Жак Лакан

Инструменты бессознательного

Свое учение Жак Лакан наглядно демонстрировал при помощи схемы в виде трех переплетенных колец: Воображаемое (Я), Символическое (Сверх-Я), Реальное (Оно). При этом Символическое — социальный и культурный контекст — соотносилось с языком. Вернее, Символическое, по его мнению, проявляется в языке, речи и искусстве. Объект — в данном случае человек — находится «между прошлым и настоящим», а стыки между «кольцами» образуют вокруг него «страсти и состояния», являющиеся основой бытия. Например, Воображаемое + Символическое = любовь; Реальное + Символическое = невежество.

На основании этих теорий Лакан создал новое направление — структурный психоанализ. Его сторонники заявляли: в терапии (да и в любой другой деятельности, связанной с психоаналитическими методами), нужно учитывать то, что в процессе участвуют не только психоаналитик и пациент, но и третья сторона — язык и речь. Речь, обращенная к человеку, это не просто набор слов. Это проявление другой субъективной реальности, ведь реальность одного человека (и его убеждения, культурный уровень, творческие способности) в любом случае отличаются от таковых у другого человека! Язык и речь — инструменты бессознательного, так как организованы по их образу и подобию. И они же являются необходимым условием для лечения невроза.

Таким образом, Лакан пытался превратить психоанализ в науку, опирающуюся на категории математики и лингвистики.

«Чтобы обнаружить себя, бессознательному нужно время» Жак Лакан



Поделиться ссылкой