Авиценна: тело и душа

Платон считал душу вечной. Аристотель утверждал, что она умирает вместе с телом. Авиценна попытался решить эту проблему, представив, каково это — оказаться в бесчувственном теле.

Авиценна, или Ибн Сина, был исламским ученым, но не религия определяла круг его научных интересов. Он был глубоко поглощен изучением трудов Аристотеля, и его работы, подводящие итог исследованию Аристотеля, подверглись сильному влиянию схоластических традиций Европы. При этом европейские схоласты огромное количество тем и вопросов для академических изысканий заимствовали у своих коллег из исламского мира.

Авиценна
Авиценна интересовался не только душой. он был прекрасным специалистом и по телу тоже, а его медицинские трактаты были настольной книгой для врачей в течение 700 лет

Схоласты не ставили себе задачу опровергнуть авторитет Аристотеля, они всего лишь пытались сглаживать противоречия, которые неизбежно возникали по мере развития человечества. Тем не менее, Авиценна не был полностью удовлетворен аристотелевской концепцией души, которую Аристотель полагал подчиненной телу, утверждая, что жизнь души прекращается вместе со смертью тела. Персидский философ занимал позицию, которая была более близка к Платону: последний считал, что душа, по его мнению, состояла из трех частей, была независима от тела. Чтобы доказать этот тезис, Авиценна представил себя Летающим человеком.

Без чувств

Мысленный эксперимент Авиценны предлагал представить себя взвешенным в воздухе, с завязанными глазами и закрытыми ушами, ноги и руки разведены в стороны так, чтобы нельзя было почувствовать даже собственное тело. И всю свою жизнь Летающий человек провел именно так. Несмотря на то, что Авиценна не проверял этот опыт на себе, он был уверен: если бы он был Летающим человеком, он бы по-прежнему был способен определить свое собственное существование. Эта часть его существует отдельно от тела — и не нуждается в знании о теле, которое с ней сопряжено.

Этот мысленный эксперимент полностью подтверждает обособленность души от тела, и поэтому, замечал Авиценна, мозг, или личность, или душа не были порождением тела и должны были быть независимы от него. Этот подход представляет Авиценну как приверженца дуализма: он полагал, что наше существование обусловлено двумя сущностями — одна думает, другая действует.

душа
Авиценна полагал, что душа устремляется в рай после смерти. это шло вразрез с исламским учением, постулировавшим, что не только душа, но и тело отправляется в рай. это показано на изображении пророка Исы, более известного христианам как Иисус, на пути в рай.



Поделиться ссылкой