Философские зомби

Откуда вы знаете, что не являетесь единственным выжившим после нашествия зомби? Все вокруг вас ведут себя нормально и общаются с вами так, как будто их разум подобен вашему, но есть ли у вас доказательства, что они разумны, — или, говоря иначе, что они не зомби?

Этот вопрос австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал в 1996 году по итогам исследования теории дуализма, предложенной за века до этого Авиценной и Декартом. Если дуализм является истинным состоянием разумного человека, то, согласно Чалмерсу, существование философского зомби, имеющего лишь тело без разума, также возможно.

Обманчивая внешность

Одним из главных догматов дуализма является положение о том, что ни тело, ни разум не могут быть сведены до составной части другого. Таким образом, любое доказательство наличия у человека разума можно вывести лишь из поведения его тела. Но даже если зомби и ведет себя так, как если бы у него был разум, это не означает, что он у него действительно есть.

Представьте, что вы идете по улице и врезаетесь в другого человека, споткнувшись об ноги друг друга и ударившись лбами. Вы кричите «Ой!», прыгаете на одной ноге и потираете голову, чтобы облегчить испытываемую вами боль. Второй человек делает то же самое. Но значит ли это, что он испытывает ту же боль, что и вы? откуда вы знаете, что он не зомби, следующий заранее запрограммированной реакции?

Квентин Тарантино
Посмотрите внимательно на этих Квентинов Тарантино. кто из них является «философским зомби»?

Сложная задача

Чалмерс использует эту идею для ответа на сложную задачу сознания. «Простые» задачи относятся к выражению людьми своих сознательных мыслей и выражению содержания их разума. однако сложная задача относится к тому, как мы можем представлять вещи, не относящиеся к нашему личному опыту и испытанным нами ощущениям, как запах или цвет. Философы называют эти внутренние чувства qualia. откуда они берутся? Чалмерс предполагает, что, так как есть возможность существования физического зомби-близнеца, идентичного нам во всем кроме наличия qualia, то и сам разум, должно быть, нематериален.




Поделиться ссылкой