Критика чистого разума

Иммануил Кант не поддерживал постоянно повторявшиеся до него догмы, что существует только Разум и ничто более. Каждый знает, что вокруг нас существует внешний материальный мир, и Кант использовал метод исследования, чтобы доказать это, — и почти доказал.

Самая знаменитая книга Канта называется «Критика чистого разума» (опубликована в 1781 году), и в ней он исследует познавательные возможности разума — то, как мы можем понять собственное восприятие мира. Многие из его знаменитых предшественников (например, Декарт, Юм и Беркли) заявляли, что нет ни одного доказательства существования внешнего мира.

Единственное, в чем можно быть уверенным, говорили они, это наше сознание. Конечно, на самом деле никто не считал, что вся Вселенная — всего лишь продукт нашего воображения; они просто не могли найти доказательств ее материального существования. Кант полагал, что в этом заключался величайший провал философии, и нашел способ показать, что Вселенная действительно существует, ну, или, по крайней мере, показать, что она существует настолько же, насколько существует наше сознание. Этот прорыв был чрезвычайно важен для ученых, исследующих физический мир, так как позволил им провозгласить, что их исследования основаны на истине.

Кёнигсберг
Кант — самый знаменитый уроженец города Кёнигсберга, в то время столицы Пруссии, а сегодня — это русский город калининград. Во времена Канта главной доминантной точкой города был замок (разбомблен в 1944 году), так что философ не мог заблудиться больше, чем на несколько миль.

Всё во времени

Доказательство существования внешнего мира у Канта выглядит следующим образом: если что-то существует, оно должно существовать во времени — иметь начальную и конечную точку. Однако мы не можем зафиксировать эти точки в нашем собственном сознании, мы только знаем, что они существуют прямо сейчас, в это мгновение. Как только мгновение истекает, наш разум, который также существовал в этом мгновении, также уходит, а тот, что существует в следующем мгновении, отличен от предыдущего, заполнен иными мыслями — и так процесс повторяется до бесконечности. Поэтому для того, чтобы разум мог существовать в непрерывной серии мгновений, которую мы называем временем, это время должно быть связано с изменениями внешнего мира. Мы осознаем движение времени только по изменениям вещей вокруг нас. Поэтому мы нуждаемся во внешнем мире, чтобы доказать, что наш разум существует, — что нам и так уже известно, спасибо Декарту, — а значит, что и внешний мир тоже существует!

Иммануил Кант

Нравственная философия

Иммануил Кант также известен как автор учения о нравственной философии. Он говорил, что мы должны судить о нравственности чьих-то действий не по поступкам, но по их мотивам. Если человек в эмоциональном порыве совершил те или иные действия, чтобы помочь другому, он не может быть признан таким же нравственным, утверждает Кант, как тот, кто идет вопреки своим интуитивным желаниям, чтобы сделать то, что он считает правильным. Свершение благого деяния ради того, чтобы избавиться от собственных негативных эмоций из-за чьего положения (скажем, вы опечалены тем, что кто-то порезался), эгоистично. Сделать то же самое, несмотря на то, что вы испытываете отвращение — ну, например, вы не выносите вида крови — вот действительно альтруистическое деяние, и таким образом оно становится значительно более нравственным. Сурово, но справедливо.

Просто знание

Кант объяснил, что наше восприятие мира заранее требует от нас знания некоторых вещей — a priori. Мы не можем познавать внешний мир без врожденного чувства пространства — мы знаем, что пространство существует вне нас до того, как мы сможем воспринять объекты внутри этого пространства. То же самое справедливо и в отношении материи, говорит Кант. Мы нуждаемся в том, чтобы вещи изменялись со временем до того, как мы сможем осознать свое собственное существование и почувствовать окружающий нас мир. А для этого нам нужно врожденное понимание материи. Без него мы обречены на усеченное понимание перемен, происходящих в окружающем мире, в котором на мгновение появляются какие-то отдельные предметы, которые мгновение спустя заменяются на другие, слегка отличные от них. Но, напротив, мы осознаем, что это свойства одного постоянного предмета меняются во времени.

Два мира

Эта концепция врожденного знания относит Канта к кругу идеалистов, если использовать философскую терминологию, но он изменил этот термин на «трансцендентальный идеализм», который относит концепции пространства и времени и причинно-следственных связей к миру феноменов, к миру наших чувств и разума. Они не характерны для ноуменального мира, это обозначение Кант дал тем явлениям, которые существуют независимо от наших чувств, иногда он называл их «вещами-в-себе». Идея, что реальность должна постигаться как два отдельных мира, создает некоторые ограничения для нас, людей, в возможности ее познания. Мы никогда не сможем выйти за пределы феноменального мира и выглянуть за пределы пространства и времени.

«Трезубец Канта»

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта изменил «Вилку Юма» в фигуру, которая была названа «Трезубцем Канта». Два зубца более или менее похожи друг на друга. Кант описывает утверждения, которые верны по определению (a priori) как аналитическое знание, в то время как утверждения, требующие подтверждения в ходе эксперимента, он относит к синтетическим. Аналитические утверждения банальны — они зависят от значения слов. Синтетические высказывания дают нам истинные представления о мире, которые верны — хотя бы на какой-то момент. Кант полагает, что синтетические суждения также могут быть истинны априорно (a priori). Чтобы прийти к этому, нам следует использовать аналитические знания, которые подтвердят синтетические суждения. И тогда это утверждение априорно (a priori) не нуждается в дальнейших доказательствах и всегда истинно, но при этом оно остается синтетическим, поскольку открывает для нас нетривиальные стороны реальности.

Трезубец Канта



Поделиться ссылкой