«Человек — мера всех вещей,
существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют.»
Протагор
Софисты — группа мыслителей, существовавшая в Древней Греции в V–IV веках до н. э. Они первыми поставили истину в зависимость от человека, сделали ее субъективной.
Первоначально слово «софист» имело значение «мудрец, сведущий, авторитетный человек». В середине V века до н. э. так стали называть платных преподавателей ораторского искусства, которые обучали всех желающих красиво говорить и быть убедительными в споре. Со временем этот термин стал уничижительным, и такой оттенок значения сохранился до наших дней. Сейчас мы называем софистами тех, кто сознательно использует логические уловки, чтобы доказать ложное утверждение.
Почему же среди древнегреческих философов сложилось негативное отношение к софистам? Потому что они умели логично и аргументированно доказывать любую точку зрения, независимо от того, была ли она истинной или ошибочной. Вот пример софистского парадокса: «У тебя есть то, что ты не терял; ты не терял рога, значит, ты рогат».
Софисты считали, что мудрость — это свобода мышления, способность взглянуть на явление с разных сторон. Они впервые в истории философии поставили мир в зависимость от человека, сделав его взгляды и суждения точкой отсчета. «Человек — мера всех вещей, — говорили софисты, — и он сам решает, что является истиной, а что нет». Они не признавали существования моральных норм, единых для всех. Все относительно, и одна и та же вещь или явление могут быть благом для одного и злом для другого. «Болезнь есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо» — одно из софистских утверждений, иллюстрирующих относительность добра и зла.
Старшее поколение софистов (вторая половина V века до н. э.): Протагор, Горгий, Антифонт, Критий. Младшие софисты (начало IV века до н. э.): Фрасимах, Алкидамант, Ликофрон
Протагор, самый знаменитый из софистов, задавался вопросом: что есть истина для человека? Конечно, соглашался он с другими философами, законы природы всегда действуют одинаково. Однако законы людей меняются от страны к стране и даже от города к городу, и более того — они постоянно изменяются с течением времени: сегодня все прославляют демократию, а завтра голосуют за тиранию. Поэтому, утверждал Протагор, истины и лжи как таковых не существует. Эти понятия относительны.
Красноречие Протагора производило сильное впечатление на его современников. Он стал чрезвычайно популярной личностью, греческие аристократы часто приглашали его в свои дома, чтобы послушать блестящие рассуждения. Протагор не отказывался от таких визитов, но брал за них деньги и дорогие подарки. Он был одним из первых философов, требовавших вознаграждения за свой труд. Впрочем, большую часть средств Протагор тратил на учеников и благотворительность.
«Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле» (Протагор)
С течением времени софистика все больше превращалась в чистую риторику, вопросы истины волновали представителей этого течения все меньше, а на первое место выходило умение использовать логику для доказательства чего угодно. Софист Горгий прямо говорил, что учит только ораторскому искусству и ничего не знает, и не хочет знать о добродетели, нравственности или мудрости. Он разработал множество риторических приемов, украшавших речь и придававших ей убедительность.
Самое известное сочинение Горгия, вошедшее в сокровищницу философии, называется «О том, чего нет, или О природе». В этом трактате философ доказывает, что мир в принципе непознаваем. «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого», — утверждает он.
Ораторские таланты софистов использовались в дипломатии. Так, Горгий был послан из родного города Леонтины в Афины и своим красноречием и сумел склонить афинских правителей к союзу против Сиракуз