Теория атомов Дальтона

В 1803 году один английский ученый совершил нечто необычное. Вместо того чтобы опровергать устоявшиеся веками представления о Вселенной, которые пришли к нам еще из Древней Греции, он неожиданно доказал, что одно из них было правильным. Оказалось, что демокритовы атомы действительно являются фундаментальным кирпичиком материи.

Джон Дальтон
Большую часть своей жизни Джон Дальтон провел в английском городе Манчестер, который впоследствии знал немало научных прорывов в области теории атомов.

К началу XIX века ученые основательно изучили воздух и установили, что фактически это смесь газов — диоксида углерода, азота и кислорода. Также они обнаружили, что некоторые химические процессы могут производить другие газы, такие как водород, который при сжигании с кислородом дает воду. Классическая картина природных субстанций дала трещину. Появилась уже пара десятков элементарных субстанций, причем с регулярным постоянством открывались новые. Земля, вода и воздух оказались вовсе не элементарными, не говоря уже о том, что огонь в ту пору считали горячим светящимся газом.

Смесь газов

Вот на каком историческом фоне англичанин Джон Дальтон сделал еще один шаг в изучении характеристик газов. В 1738 году Даниил Бернулли произвел теоретические выкладки, в которых давление газа представлялось слабыми, но частыми столкновениями со стенками сосуда частиц, находящихся в постоянном движении. Дальтон же подошел к этой проблеме с другой стороны — а именно предсказания погоды.

В двадцать с небольшим лет Дальтон начал записывать погодные условия и продолжал вести метеорологические записи вплоть до смерти в 1844 году. В ежедневные записи входило и изменение атмосферного давления, поскольку со времен Блеза Паскаля было известно о связи давления с погодой.

Заинтересовавшись связью между давлением воздуха и погодой, Дальтон пришел к великому озарению. Он понял, что два ранее известных газовых закона (Чарльза и Гей-Люссака) дополняют закон Бойля и вместе прекрасно описывают поведение газов. Как было установлено прежде, воздух является смесью газов, а они находятся в постоянных потоках движения. Свидетельством этому была переменчивая погода в Англии!

Первым и главным вкладом Дальтона в науку стало предположение, что общее давление воздуха можно разделить на «парциальные давления» различных газов, входящих в состав воздуха. Это положение известно сегодня как закон Дальтона.

Дальтоновская таблица элементов
Дальтоновская таблица элементов, упорядоченная по атомным весам (веса более тяжелых элементов даны в единицах веса атома водорода). Видно, что в большинстве своем цифры не отличаются точностью, а некоторые из них вообще не являются элементами. Но несмотря на такие погрешности, дальтоновская таблица элементов стала для науки большим шагом.

Независимость и вездесущесть

Закон Дальтона также приводит нас к тому факту, что в смеси газы диффундируют независимо друг от друга, так что парциальное давление каждого из них дает вклад во всем объеме сосуда без исключения. Другими словами, если смешать два чистых газа в равных количествах, то они распределятся равномерно по всему объему. В любом месте сосуда смесь будет одинакова по составу (половина одного газа и половина другого). Дальтон показал, что каждый газ обладает собственными физическими характеристиками (включая способность оказывать давление) и состоит из свойственного только ему вещества.

Как в целом газ обладает физическими характеристиками, так и составляющие этот газ частицы демонстрируют свои химические свойства. Понимая это, Дальтон провел много экспериментов в попытках проанализировать, каким образом водород и кислород соединяются и дают воду.

Опыты показали, что элементы объединяются в соединения в строго фиксированных соотношениях, причем всегда целых чисел. Например, углерод и кислород соединяются в соотношении 1:1 и дают монооксид углерода. Сжигание углерода дает диоксид углерода, где соотношение углерода и кислорода составляет 1:2. Дальтон сформулировал это в виде «закона кратных отношений».

Подобные эксперименты показали Дальтону, что одни газы «весят» больше, а другие — меньше. Может показаться, что водород и кислород похожи, но достаточно легкая емкость с одним газом (кислородом) оказалась значительно тяжелее емкости с водородом.

Близилась финальная часть экспериментов, и в 1803 году Дальтон предположил, что газы состоят из множества невидимых малых частиц. Он назвал их «атомами», почти приблизившись к древнегреческому пониманию природы. Поскольку было известно, что газы могут превращаться в жидкость и твердые тела, то логически следовало, что все в мире состоит из этих атомов. Итак, теория Дальтона утверждала, что атомы одного элемента идентичны друг другу, но отличатся от атомов другого элемента. Для физиков тут же назрел вопрос: «Из чего состоят атомы?»

Многие газы, открытые в ранние годы химии, были бесцветными. Но далеко не все! Например, диоксид азота имеет ярко-оранжевый цвет и довольно сильный запах. Этот газ используется учеными для исследования явления диффузии — ведь любой газ рано или поздно заполнит весь объем сосуда, каким бы большим тот ни был.

Химические молекулы

молекулы в виде диаграмм
Дальтон представил молекулы в виде диаграмм и даже построил из атомов деревянную модель, чтобы наглядно представить себе, какими способами они могут соединяться

Дальтон описывал химическую реакцию как процесс, в котором атомы соединяются, разъединяются и перегруппировываются. Фиксированные пропорции представились ему тогда в новом свете. Дальтон открыл, что атомы различных элементов соединяются друг с другом, образуя группы со своей особой геометрией. А слово для этого геометрического кластера уже было придумано несколько лет назад — «молекулы». Молекулы — это соединения, в которых атомы являются наименьшей возможной частью. Если молекулу разбить, она перестает быть известной нам субстанцией.