Уильям Гильберт и его открытие магнетизма Земли

В 1600 году один британский доктор показал, что на нашу Землю оказывают влияние не только силы гравитации. Он доказал, что наша планета является огромным магнитом.

Трактате о магните
Свое открытие Уильям Гильберт описал в «Трактате о магните» (De Magnete), который опубликовал в 1600 году.

В IV веке до н.э. греческий философ Теофраст писал о «magnitis lithos» — камнях из Магнезии. Так называлась область центральной Греции, а камни, о которых идет речь, обладали естественным магнетизмом, потому что представляли собой богатый железом магнитный железняк, или магнетит. Но еще несколько веков назад, в первом тысячелетии до н.э., магниты в Китае использовались как компас, но тогда еще только для гаданий и магических ритуалов. К XI веку китайцы уже использовали компас для навигации, а в последующие 400 лет эта технология распространилась в Азию и Европу.

О магните

Уильям Гильберт, придворный врач королевы Англии Елизаветы I, имел интересное хобби. Он изучал загадочные силы магнетизма и явление электричества. Именно Гильберт позднее ввел термин «электричество», опираясь на греческое слово «elektron», обозначавшее «янтарь». Если этот материал потереть, он становится заряженным статическим электричеством.

В 1600 году Гильберт обнаружил, что стрелки компаса указывают на север именно потому, что наша планета сама является магнитом. До этого времени предполагали, что стрелки компаса притягивает Полярная звезда или загадочный железный остров, находящийся далеко на севере.

Гильберт доказал, что стрелка компаса и Земля ведут себя так, как обычные магниты с их притягивающимися и отталкивающимися полюсами. Для доказательства он использовал «тереллу» (Лат. terrella — маленькая Земля) — сделанную из магнетита сферу. На поверхности тереллы помещался компас, который вел себя в точности так же, как компас при навигации. Получалось, что магнетизм и электричество это силы природы, подобно силам притяжения. Связаны ли между собой эти силы и не осталось в природе новых, еще не открытых сил?

Исследователь полюсов

Компас является китайским изобретением, и использовался он в навигации еще ученым Шэнь Ко. Этот китайский ученый описал свои достижения в очерке с экзотическим названием «Dream Pool Essays», вышедшем в 1088 году. В этом очерке Шэнь впервые дает ясные указания на то, что «игла компаса ищет север, стоит только отпустить ее».

Шэнь Ко

В современных выражениях, «Северный полюс магнита притягивается к северному полюсу Земли». (На самом деле одноименные магнитные полюсы отталкиваются, разноименные магнитные полюса притягиваются.) Также Шэнь обнаружил, что стрелка компаса указывает на несколько градусов западнее географического полюса. Получалось, что магнитное поле Земли слегка смещено.