Элемент хвастовства главного героя обязателен для большей части эпоса. Всем известно выражение «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит». Для того чтобы читатель осознавал могущество центрального персонажа, в былинах подробно повествуется о совершенных им или будущих подвигах, возможностях, способностях и талантах героя.
В качестве примера можно привести то, как Рустам — герой знаменитой персидской поэмы «Шахнаме» — сам себя описывает:
Сто тысяч их не больше — им навстречу Ты всадников веди без страха в сечу. Они и одному не страшны мне, Коль я на Рахше с палицей, в броне. Судьба дарит мне испытанье брани, Чтобы Рустама помнили в Туране!
В то же время на хвастливые речи Калина-царя Илья Муромец ничего не отвечает, слыша:
Ай ты, старый казак да Илья Муромец! Молодой щенок да напустил на силу на великую,
Тебе где-то одному побить моя сила великая!
И конечно же, нельзя не вспомнить тщеславие Тугарина, когда он говорит:
Уж я город-от Киев да во полон возьму, Уж я божьи-ти церкви да все под дым спущу, Уж я русских богатырей повышиблю, Да и князя-та Владимира в полон возьму, Да княгиню Апраксию с собой возьму.
Естественно, в схватке с Алёшей Поповичем Тугарин проигрывает.
ХВАСТОВСТВО СО ЗНАКОМ МИНУС
Очевидно, что хвастаются и похваляются в русских былинах отрицательные герои. Этим они показывают свою самонадеянность и в то же время бессилие против славных воинов. В сказании о Дюке Степановиче сразу можно распознать недоброе отношение повествователя к богатырю — уж больно хвастлив молодец. Его гордыня приводит к конфликту, из которого, впрочем, витязь выходит победителем. Но здесь нужно говорить о хвастовстве, а не о бахвальстве. Слова Дюка Степановича имеют под собой твердую основу, что и проверил князь Владимир.
Большинство богатырей из русских былин очень скромны. Даже Ставр Годинович, которого киевский владыка вынуждает похвастать богатством или удалью, перечисляет все свое добро и каждый раз добавляет, что выставлять тут нечего.
ДОЛГ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Богатырь известен своими подвигами. Слава о них гремит по всей земле Русской. В отличие от иных эпических героев, ему нужно выполнить долг перед Родиной. В уста персонажа вкладываются слова, напрямую касающиеся дела. Так, Илья Муромец отказывает Калину-царю, Алёша Попович высмеивает Тугарина и провоцирует его на бой. Вольга и вовсе молчит, принося своей дружине еду. Он позволяет себе неодобрительно относиться только к тому, что толпа воинов показывает свою несамостоятельность.
Кротость русского богатыря — это еще один шаг в сторону от завязки его действий, основанных на личных мотивах. Можно ли на основе представленных сведений о патриотизме, хороших лидерских качествах и скромности говорить о высоком моральном облике отечественного доброго молодца? облике отечественного доброго молодца?